В поисках утраченного

Многие брестчане еще хорошо помнят времена, когда в Свято–Николаевской братской церкви Бреста квартировал музей. Гарнизонный храм в крепости являл собой почти руины, а на месте величественного Свято–Воскресенского собора простирался пустырь, где выгуливали собак. Сегодня же практически в каждом микрорайоне города действует православный храм...

Многие брестчане еще хорошо помнят времена, когда в Свято–Николаевской братской церкви Бреста квартировал музей. Гарнизонный храм в крепости являл собой почти руины, а на месте величественного Свято–Воскресенского собора простирался пустырь, где выгуливали собак. Сегодня же практически в каждом микрорайоне города действует православный храм. Еще лет пятнадцать назад в такое поверить было сложно...


Брест возник на островке между Западным Бугом и рукавами Мухавца. Там он размещался вплоть до строительства Брестской крепости. В XVIII веке в старом городе действовало более двух десятков храмов — православных и католических. Почти все святыни пошли, как теперь сказали бы, под бульдозер ради крепости. Да и сам город военные выселили в кобринском направлении ради цитадели. Исчезла с лица земли и Свято–Николаевская церковь, где в 1596 году подписали Брестскую церковную унию. Ученым и историкам удалось только приблизительно определить место, где стоял храм, — вблизи современной площади Церемониалов мемориального комплекса...


Однако Николай Чудотворец не оставил без своего покровительства уникальный уголок, где почти тысячу лет назад возник город. В 1851 — 1876 годах в Брестской крепости на месте, которое когда–то занимал костел августинцев, по проекту архитектора Д.Гримма на средства офицеров гарнизона и духовенства возвели гарнизонную Свято–Николаевскую церковь. Этот храм, как и весь Брест, пережил многое. Когда в 1921 году по условиям Рижского договора город отошел к Польше, церковь переделали в римско–католический костел Святого Казимира, изменив облик храма по проекту польского архитектора Ю.Лисецкого. В 1939 году Брест стал советским пограничным городом и костел за ненадобностью превратился в гарнизонный клуб. В годы войны клуб серьезно пострадал. При строительстве мемориала «Брестская крепость–герой» руины законсервировали. Так они и простояли в тени главной скульптуры мемориала, пока в 1994 году здание не передали верующим. В 2001 году на звонницу вознесся бронзовый колокол весом в тонну, полученный в дар от Белорусской железной дороги. Смело можно утверждать, что это один из самых крупных колоколов, отлитых за последнее столетие в Беларуси. А в 2003–м к нему добавились 7 колоколов поменьше — от правительства Украины.


Есть в Бресте еще одна Свято–Николаевская церковь — братская, возведенная в 1904 — 1906 годах, та самая, где в советские годы разместился музей. К ее строительству самое непосредственное отношение имели моряки Тихоокеанского флота Российской империи, уроженцы Брестчины. Узнав, что в городе возводится святыня в честь Николая Чудотворца, почитаемого моряками своим святым покровителем, участники русско–японской войны передали деньги на строительство. Позже царская казна выделила недостающую сумму брестскому братству святителя Николая, которое инициировало возведение храма. И с какой стороны ни посмотри на церковь, внешний вид строения действительно напоминает корабль. В 2005 году за церковной оградой, словно в завершение архитектурного ансамбля, появился памятник морякам в виде якоря. В притворе храма размещены две мемориальные доски в память о выходцах с Брестчины, погибших в Цусимском сражении 14 — 15 мая 1905 года.


Еще один красивейший брестский храм, включенный в список историко–культурных ценностей страны, — Кафедральный собор во имя Св. преподобного Симеона Столпника, заложенный в 1862 году. Это, пожалуй, единственный храм города, где богослужения проводились при всех властях. Никто не отважился вселить сюда музей или отдать помещение под склад. В 1980 — 1990 годах прошла масштабная реставрация, в том числе обновлена внутренняя роспись. А в 1995 году при посещении собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в специальную раку была положена частица мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Привезли святыню из Леснянского монастыря, который недалеко от Парижа и где с XIX века хранятся мощи. В 1996 году в церкви появилась резная с золочением рака для частиц мощей других угодников Божиих, которые из разных мест доставлены в собор. В 1997 году все пять куполов храма заменены на позолоченные. А 5 лет назад рядом со Свято–Симеоновским собором установили бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приурочив к 360–летию его кончины.


Если из трех описанных храмов трудно выделить самый–самый по красоте и величию, то самый большой православный храм Бреста — и это вне конкуренции — Свято–Воскресенский собор, возведенный к 50–летию Победы. История собора неотделима от имени уже почившего отца Евгения Парфенюка, который эту церковь строил. Протоиерея Евгения Парфенюка в Бресте хорошо знали, уважали и любили. Долгая подвижническая духовная деятельность батюшки отмечена церковными наградами и государственной премией «За духовное возрождение». Отец Евгений был почетным гражданином Бреста...


После обретения Беларусью независимости в Бресте появился не только Свято–Воскресенский собор. 15 лет назад во время посещения Брестской епархии Алексий II благословил основание святой обители на месте мученической кончины Афанасия Брестского. В пригородной деревне Аркадия уже построили мужской монастырь. А на Госпитальном острове в одной из бывших военных казарм обосновался женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В микрорайоне Вулька, практически в чистом поле, появилась Свято–Христо–Рождественская церковь. И даже на территории 38–й мобильной бригады военные создали храм–часовню в честь святого Дмитрия Донского.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter