В поисках утраченного

Любча и Щорсы... Два примечательных новогрудских, гродненских адреса, которые не могут не привлекать внимания туристов, да и всех, кто стремится к самостоятельным открытиям...

Сегодня исполняется 5 лет с момента появления на страницах «СБ» первого материала под заголовком «В поисках утраченного», давшего начало большой серии публикаций историко-краеведческого характера. На днях в конференц-зале редакции состоялся «круглый стол», на котором руководители министерств, издательств, музеев и архивов вместе с авторами этого проекта, уже давно вышедшего за рамки газетной рубрики, обсуждали дальнейшие перспективы его развития. Подробнее о состоявшейся дискуссии читайте в одном из ближайших номеров «СБ».


Любча и Щорсы... Два примечательных новогрудских, гродненских адреса, которые не могут не привлекать внимания туристов, да и всех, кто стремится к самостоятельным открытиям. Если взглянуть на карту современного Новогрудского района, то путешествие в сегодняшний городской поселок и древнюю деревню можно совместить в один маршрут. Из райцентра выехать в сторону Негневичей и через Лозки попасть в Щорсы. А потом увидеть старинную усадьбу, осознать, кем же были и остаются в истории Беларуси представители рода Хрептовичей, и в особенности Иоахим Литовор, и через те же Лозки рвануть в Любчу. Маршрут не очень длинный. Но если у вас в экскурсоводах будет новогрудский краевед, директор Дома–музея Адама Мицкевича Николай Гайба, сразу замечу: отправляться в путешествие даже весной или летом следует еще затемно. Николай — рассказчик замечательный. Тем более что совсем недавно увидела свет его новая книга, посвященная Адаму Мицкевичу и белорусским, новогрудским корням писателя. Да и о Щорсах и Любче рассказать есть что.


Щорсы рождением своим принадлежат к середине XV столетия. Называлось тогда поселение Щерсы. В местной церкви хранилась древняя икона Дмитрия Салунского. В середине XVIII столетия деревянная униатская церковь сгорела. На ее месте построили новую. Строительством руководил французский архитектор Я.Габриэль. Церковь Дмитрия, как и дворец в Щорсах, изображена на многих открытках начала XX века. Дворец создавался в 1770 — 1776 годах, когда имение принадлежало графу И.Л.Хрептовичу. В оформлении интерьера были использованы картины художника Ю.Карчевского.


— Кроме архитектурных красот, ландшафтных достопримечательностей, усадьба в Щорсах — это история библиотеки, — рассказывает Николай Гайба. — Документы, свидетельства очевидцев говорят: было в ней около 10 тысяч книг, древних манускриптов, географических карт. На берегу пруда И.Л.Хрептович построил специальное здание для библиотеки. В разные времена в архиве и книжном собрании Хрептовичей работали поэты Я.Чечот, В.Сырокомля, астроном М.Почобут–Одляницкий. В Щорсах в 1819 и 1820 годах жил Адам Мицкевич. В 1914 году значительную часть библиотеки наследники Хрептовичей передали в Киевский университет.


На грустной ноте, в рассуждениях о ценностях, ушедших из края, мы покидаем Щорсы. И двигаемся в Любчу. Городской поселок совсем недавно, если судить категориями исторической вечности, был даже центром отдельного района. Но и эта административная слава — в прошлом. В 1996 году Любча принимала у себя гостей Дня белорусской письменности. Один из замечательных режиссеров массовых празднеств фольклорист и этнограф Микола Макарцов немало «битв» тогда воссоздал на месте древнего замка. Уже многие годы местные энтузиасты пытаются возродить в Любче особую историко–культурную атмосферу. Тем более что основа для этого есть. Внимание туристов привлекают не только ландшафтные достопримечательности парка, но и въездная башня.


— Эти места связаны с именами многих деятелей культуры, искусства, — рассказывает Николай Гайба. — В здешней школе есть прекрасный музей. А основы любчанского краеведения заложил замечательный исследователь Михаил Витмер. Затем его традиции продолжил Михаил Карпович. В местечке родился известный художник Николай Васильевич Дучиц — автор пейзажей, натюрмортов, графических листов «Неман», «У Немана», «Пейзаж Новогрудчины».


Из Любчи — поэт, прозаик, переводчик, критик Павел Каравайчик. Работал на медицинском факультете БГУ. В 1931 году его арестовали, выслали в Чувашию. В местной школе учился будущий польский литератор и переводчик Чеслав Сенюх, немало сделавший для пропаганды белорусской литературы в Польше.


Отдельная тема для разговора об историческом прошлом Любчи — судьба Николая Набокова. Да, именно здесь, в местечке, имевшем в глубокой старине даже два герба, родился двоюродный брат автора «Лолиты» Владимира Набокова — Николай Дмитриевич Набоков, американский и русский композитор. Как дотошный исследователь Николай Гайба предлагает родство писателя и композитора уточнить документально и приводит следующую цитату: «Николай Набоков — тех же корней, что и его брат–писатель. У них общий дед — Дмитрий Николаевич — министр юстиции в царствование Александра Второго и Александра Третьего; общая бабушка — Мария Фердинандовна, урожденная Корф. Отцом будущего композитора был Дмитрий Дмитриевич Набоков, женившийся на Лидии Эдуардовне Фальц–Фейн, в чьей усадьбе Любча близ Новогрудка Минской губернии прошла половина детских лет Николая. Родители скоро разошлись, и воспитывать мальчика матери помогал отчим Николай Федорович фон Пойкер (дядя Коля), соседский помещик, к которому в имение Покровское Николай с трехлетнего возраста приезжал, как домой. Именно в Покровском он и пристрастился к музицированию на старом угловом рояле. Рояль был непрост: его, по преданию, благословил сам Чайковский. В 1911 году восьмилетнего Николая Набокова привезли в Петербург, где он время от времени стал видеться со своим отцом Дмитрием Дмитриевичем...»


Если со временем туристов в Любче будут встречать музыкой Николая Набокова, то, наверное, организаторы экскурсий придумают и оригинальный ход, чтобы рассказать о другой замечательной личности. Здесь родилась София Ходаш. Теперь в Европе ее знают как Софию Гройсман — одну из руководительниц американской парфюмерной компании IFF. Статистика свидетельствует, что придуманные нашей землячкой духи «Трезор» по количеству продаж превзошли «Шанель № 5». Среди персональных клиентов Софии Гройсман — жены президентов США, звезды эстрады и другие именитые любительницы изысканных ароматов.


...Мы покидаем Любчу, поселок, где в начале XX века работала обычная по тем временам церковноприходская школа. Были тогда в поселении два лимонадных завода, трактир, пивная лавка, две корчмы. Из той, прежней, музыки, из более близких к нам ароматов старины хотелось бы сохранить и развить трепетное уважение к исторической памяти. А чтобы это случилось, следует, вероятно, помнить и композитора Набокова, и переводчика Сенюха, и парфюмера Софию Гройсман... Иначе кто мы без памяти?


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter