В поисках утраченного

Передо мной открытка начала XX века с видом мощеной улицы деревянной застройки, уходящей вдаль...

Передо мной открытка начала XX века с видом мощеной улицы деревянной застройки, уходящей вдаль. Отчетливо видна башня–звонница костела, а чуть поодаль едва различимы купола церкви. А где–то между ними, вероятно, «спряталась» синагога. Не далее ста шагов друг от друга. Особенно комфортно чувствовал себя разночинный путешествующий люд, лицезревший три главные святыни Борисова, не вылезая из экипажа. Сегодня бывшая Минская названа улицей 3–го Интернационала, но три архитектурных «интернационала» — по–прежнему достопримечательности в экскурсионных маршрутах. Твердыни веры, хранители традиций, немые свидетели прошлого, бывает, рассказывают о себе интересные подробности...


Когда–то на месте современного каменного римско–католического костела, возведенного в 1823 году, стоял деревянный храм. В 1642–м борисовский староста Адам Казановский «пролоббировал» проект и с успехом его реализовал. Но если придерживаться «визиты» или по–современному акта ревизии Борисовского костела от 16 февраля 1654 года, то честь основателя принадлежит королю Речи Посполитой Владиславу IV Ваза — главному «фундатору» костела, с подачи «ясновельможного пана Адама» отписавшему в пожизненное владение парафии имение Ратутичи с двумя деревнями да одним застенком. За такие щедроты королевское имя должно было дважды в неделю упоминаться в службах о спасении души. О хлопотах борисовского старосты, незаслуженно обделенного спасением, вспомнили позже. В XIX веке имена обоих уже каждую пятницу звучали в костеле. Справедливость восторжествовала.


Впервые башню–звонницу пристроили к фасаду храма в 30–х годах позапрошлого века. Лет через 20, еще до национально–освободительного восстания 1863 — 1864 годов, башня стала пятиярусной. Объектив фотографа запечатлел четыре «этажа». Когда и почему исчез пятый? Вследствие царской политики ограничения деятельности костела, который пришел в упадок, или опустошительного городского пожара, случившегося в 1901 году? В 1937–м храм закрыли. Уже после войны снесли звонницу. Та, пятиэтажная, что украшает костел сейчас, восстановлена и освящена за год до распада СССР. Тогда же произошел курьезный случай. Вместо первоначального названия костела во имя Вознесения Наисвятейшей Марии Панны храм зарегистрировали под титулом «Рождения Наисвятейшей Марии Панны». И такое случается...


Перейдем улицу и не спеша двинемся дальше. Одной из крупнейших и лучших в Минской губернии по праву считалась борисовская Большая синагога. Свое название она оправдывала внушительными размерами (площадь первого этажа составляла 483 кв. м) и красотой главного фасада. Декорированные высокие арочные оконные проемы с витражной звездой Давида в круглом окне по центру восхищали современников. Точный год постройки неизвестен. По одним данным — 1913–й, по другим — 1912–й, а по третьим вообще 1903 год. В синагоге чтение молитв шло с перерывами вплоть до развертывания в 30-е годы решительной борьбы с «опиумом для народа». Ходатайство еврейского пролетариата города о передаче им культового здания под рабочий клуб без промедления удовлетворили. После войны в здании размещался Дом пионеров, а до последнего времени — Дом детского и юношеского творчества. Современное состояние ничем не выдает былое «место собраний». «Реконструкция» 1962 года обезличила фасад памятника до неузнаваемости.


Поднимемся чуть выше. Неожиданно здания расступаются и взору предстает площадь 900–летия Борисова с величественным Свято–Воскресенским кафедральным собором (площадь так и называлась Соборной) и памятником полоцкому князю Борису Всеславичу — основателю города. Вообще–то третье из «семи чудес Минщины» прописалось на улице партизана–героя Петра Лопатина и смотрит в соответствии с канонами христианского храмового зодчества строго на запад. На улицу 3–го Интернационала церковь обращена тремя выпуклыми апсидами, т.е. тыльной стороной. Святыне вот–вот исполнится 135 лет. А началось все с опустошительных пожаров 1865 года, когда огненная стихия поглотила православную «церковь и 325 домов с пристройками». Минская епархия объявила конкурс на лучший проект нового каменного православного храма. Победителем вышел проект выпускника Санкт–Петербургского инженерного института Петра Меркулова.


«В воскресенье, 5 сентября, совершено Его Преосвященством освящение места для построения соборного храма в г. Борисове. Архипастырь прибыл в г. Борисов 4 сентября и изволил совершать всенощное бдение в единственной имеющейся в Борисове старой деревянной церкви. На другой день Его Преосвященством совершена была в сем же храме Божественная литургия... После литургии совершен был крестный ход к месту построения нового собора, где после положенного по чину освящения Его Преосвященством сказана... речь. На освящении, кроме местных прихожан и местных властей, присутствовали губернатор и несколько других знатнейших лиц из губернских властей», — отметил хроникер в «Минских епархиальных ведомостях» за 9 сентября 1871 года. В напутственной речи епископ Минский и Бобруйский Преосвященный Александр поблагодарил Господа и правительство, отпустившее «достаточные, даже щедрые средства к сооружению такого храма... который может возвысить и значение самого города». Смета крестового в плане 9–купольного храма потянула на 47 тысяч 890 рублей плюс 14 копеек казенных денег. Огромная сумма в то время. Для сравнения, годовой доход бюджета Борисова не дотягивал и до десятой ее доли (учеба в Борисовском уездном училище составляла 3 рубля в год). Тем не менее средств не хватило. Всему виной явились не банальные воровство или растрата, а... близость грунтовых вод, которые лишили храм и подвального помещения, и надежного фундамента. Дополнительные 3 тысячи борисовчане собирали всем миром, а собрав, потратили их на 580 дубовых свай, вбитых под основание церкви. 20 октября 1874 года в соборе торжественно состоялась первая служба. А уездному предводителю дворянства Владимиру Ермольскому, ведавшему финансами и материальным обеспечением строительства, был поднесен серебряный с позолотой кубок с надписью «Прадеды наши ели просто и жили на свете лет до ста».


...Сегодня стройные голоса верующих слышны только в костеле. Собор признали аварийным и ремонтируют. Но если по завершении работ в церкви богослужение возобновится, то в Большой синагоге — вряд ли.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter