В поисках утраченного

Сегодняшняя коллекция представленных старинных открыток — как раз на «магазинную» тему. Белорусские города никогда не обделялись вниманием торговцев, да и как иначе — ведь у нас перекресток больших дорог...

Вообще, любая необыденная покупка — если не праздник, то событие приятное. Когда–то я это прочувствовала особенно, глядя на своего тогда семилетнего сына. Во время походов по «игрушечным» магазинам или ярким сувенирным лавкам он через каждые два–три шага мог останавливаться и начинать доводить до моего сведения, что именно вот «это» как раз то, чего так сильно «не хватает»... Я в свою очередь отбивалась традиционными методами — «и зачем оно тебе надо», а то и вовсе отмахивалась категоричным «пошли дальше». Но однажды все–таки переборщила с воспитательной непреклонностью, и настроение у ребенка совсем испортилось. Стала выяснять: что, почему... И тогда он поднял глаза, уже наполнившиеся слезами, и умоляюще произнес: «Ну купи... Хоть что–нибудь...» Я тут же прониклась чувством вины, и мы быстренько приобрели нечто зеленое, трансформирующееся — то есть очередного непонятного героя из очередного кричащего мультфильма. Дитя тут же успокоилось, глазки загорелись, голосок зазвенел... Магия покупки свершила свое чудо. И этой магии подвластны не только несмышленые дети, но и все мы, независимо от поры года, возраста и социального положения. Но особенно в предпраздничные дни — период больших покупок. Не по габариту больших, а по количеству и упоению, с которым они делаются. Так происходит сейчас, так происходило и раньше.


Сегодняшняя коллекция представленных старинных открыток — как раз на «магазинную» тему. Белорусские города никогда не обделялись вниманием торговцев, да и как иначе — ведь у нас перекресток больших дорог. А поэтому и завозного товара, импорта, говоря современным языком, хватало. Сама торговля тоже обставлялась не абы как, а со знанием всех особенностей ремесла и даже с шиком. Уже тогда возникали целые торговые сети. Так, «Константинопольские» кондитерские и магазины известного кондитера турецкоподданного Ахмеда Эфенди Офли–заде приглашали покупателей не только в Минске, но и в Бобруйске, других городах Северо–Западного края... Кстати, кондитерские относились к популярным заведениям. В Витебске славилась не какая–нибудь, а французская кондитерская «Жан Альбер», располагавшаяся в гостинице Брози, в Бресте — кондитерская–булочная Пелова и «Славянская» кондитерская, в Минске — кондитерская Венгржецкого на углу Захарьевской и Петропавловской. Последняя открылась еще в 1861 году. Там выставлялся богатейший ассортимент: торты, печенье, кексы, пряники, конфеты, шоколад, различные кремы, желе и, конечно, мороженое!


Белорусские губернские города конца XIX — начала XX столетия могли удовлетворить достаточно взыскательный и современный на то время покупательский спрос. Очень любопытные сведения о торговой жизни Минска приводит Захар Шибеко в своей замечательной книге «Минск. Сто лет тому». Так, судя по всему, в городе хорошо продавались пишущие машинки. Их предлагали сразу несколько магазинов — А.Г.Гурвича на Губернаторской, 5, Малявского на Губернаторской, 11, Т.З.Каца на Губернаторской, 16 и магазин фотоаппаратов Иосифа Натуса на углу Захарьевской и Петропавловской — там же, кстати, размещалась кондитерская Венгржецкого. Наверное, тогда в Минске наблюдался бум на писательство. Ну это только в плюс ему. А вот продажа оружия, револьверов... Их можно было приобрести и у Гурвича, и у Малявского. Выходит, пострелять у нас тоже любили. Правда, из охотничьего ружья — понятно, где и куда. А вот из револьвера?


Коли обратиться дальше к так называемому джентльменскому набору, надо сказать, пострелявши в свое удовольствие, местный господин мог побаловаться хорошим табаком и качественными напитками. Прекрасными винами торговал магазин Гаркави на углу улицы Школьной и Соборной площади (еще туда горожане захаживали за знаменитым старопольским медом). Магазин Я.Гаушки на Губернаторской, 19 тоже всегда имел в продаже большой выбор российских и зарубежных вин и коньяков. А на закуску предлагались разнообразные консервы, сыры, рыба, в том числе двинская селедочка, осетрина, белуга, угорь, икра... А при центральном винном складе братьев Хаецкиных имелось отделение цейлонского чая, кофе и какао знаменитой московской фирмы М.Пажевю. Продукты завозились хорошего качества. Но для особо требовательных — специальный торговый «аттракцион». Прямо на Захарьевской, рядом с Александровским сквером, с разрешения городской управы коллежский регистратор Владислав Акулич с 1 мая по 1 сентября 1881 года продавал парное молоко от коров, стоявших... тут же, в полотняной палатке. Вот это сервис! А то нынче некоторые рестораны пытаются заманить гостей экзотикой: мол, посетители сами выбирают в большом аквариуме рыбку, которую им повар тут же и зажарит. Да ничего нового! Можно даже сказать, плагиат. У нас в Минске уже 127 лет назад покупатель указывал, от какой именно коровки ему надоить бидончик молочка. И тут же все получал. Вот бы сегодня в столице открыть такую услугу. Представляю тот ажиотаж... Хозяин, наверное, озолотился бы. Интересно, остался ли доволен доходом предприимчивый регистратор? Его–то самого понять нетрудно: в табели о рангах гражданских чинов той поры коллежский регистратор — должность самая низкая: 14–ю, последнюю, графу занимает. Так что детишкам — на молочишко... К празднику, к Рождеству, например. Удачных покупок всем!

 

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter