В поисках утраченного

Иногда в разговоре с друзьями, вспоминая историю Могилевщины, называю свой родной регион не иначе как «малым Римом». Когда и преувеличиваю, то совсем немного. Ведь, если разобраться, Могилев не в такие уж и далекие времена сформировался как своего рода центр веры...

Иногда в разговоре с друзьями, вспоминая историю Могилевщины, называю свой родной регион не иначе как «малым Римом». Когда и преувеличиваю, то совсем немного. Ведь, если разобраться, Могилев не в такие уж и далекие времена сформировался как своего рода центр веры. Причем центр многоконфессиональный. Единственной православной епархией, сохранившейся на территории Речи Посполитой, стала именно могилевская. Наверное, поэтому в городе действовало так много православных храмов (о них я уже рассказывал в рубрике «В поисках утраченного»). Но Могилев был и центром огромной католической епархии, растянувшейся от Бреста до Дальнего Востока — на всю Российскую империю...


Еще до революции в Могилеве католики посещали бернардинский и иезуитский костелы. До нашего времени эти храмы не дожили. Первый закрыли еще в Российской империи, а второй сначала передали православной церкви, а после Великой Отечественной и вовсе снесли. Зато в городе сохранился самый старый костел — фарный, его возведение датируется 1604 годом. Правда, древний памятник сегодня туристам недоступен — в период богоборчества здание храма перестроили и некогда культовое сооружение стало использоваться как склад...


Зато костелу Святого Станислава повезло значительно больше. В нем одно время размещался областной архив. Поэтому здесь следили за температурой и влажностью. Понятно, в первую очередь ради того, чтобы не повредить документы. Но благодаря этому удалось сохранить и здание. В те годы, когда в костеле размещался архив, мне, человеку интересующемуся историей родного города, было невозможно попасть внутрь. Но зато я «оторвался», когда хранилище переехало в современное здание, а древние стены начали реставрировать. Вот тогда вместе с друзьями–художниками по лесам взбирался под самый потолок, рассматривая фрески с видами средневекового Могилева, нанесенные на огромной высоте. Но уникальный орган, по преданию числившийся в Ватикане под номером 2, к тому времени не сохранился — его попросту сдали на цветной металл. Однако довелось увидеть настоящий фасад, скрытый ложным, возведенным во время перестройки костела столетия назад. Я поднимался к самому коньку крыши и прикасался к до сих пор висящему на первоначальном фасаде гербу. Говорят, он принадлежал человеку, вложившему средства в строительство костела.


Хотя есть и иная история, больше похожая на легенду. Примерно с 1633 года на месте нынешнего костела находился деревянный монастырь. А через 100 лет — в декабре 1733 года — помещик из расположенного неподалеку от Могилева имения Любуж вместе со слугами совершил набег на город. В результате «рейда» многие горожане пострадали, несколько человек погибло. Обыватели решили отомстить и бросились вооружаться. Слуги в страхе покинули своего хозяина. А помещик–грабитель спрятался на территории католического монастыря. Поступок более чем разумный — храмовая территория считалась неприкосновенной. И все же монастырские стены не спасли помещика. Горожане, несмотря на увещевания священников, ворвались внутрь и убили обидчика. Во время волнений и монастырь, и костел пострадали. Более того,  часть утвари под шумок была похищена. Все это власти расценили как злостное святотатство. Чтобы наказать горожан, король приказал разобрать в Могилеве все каменные дома и печи в домах деревянных (кара жестокая — не забывайте, стояла зима), чтобы из собранного кирпича построить новый костел. Так, по легенде, в городе появился прекрасный храм, превратившийся в центральную католическую святыню Российской империи. Сегодня этот храм действующий. Причем здесь проходят не только службы, но и концерты фестиваля «Магутны Божа» — под величавыми сводами звучат голоса хоров и солистов...


Икона Белыничской Божией Матери одинаково почиталась как православными, так и католиками. Современники по значимости сравнивали ее с польской святыней — иконой Ченстоховской Богоматери. В первой половине XVII века этот образ находился в православном храме. Но когда церковь загорелась, икону вынесли на улицу, чтобы спасти от огня, и она исчезла неизвестно куда. А спустя время появилась в костеле кармелитов, где, как говорят, творила чудеса. Не случайно, наверное, в 1685 году образ короновал в Риме Папа Иннокентий XI. Что касается самого костела, существует легенда, будто владелец Белыничей Лев Иванович Сапега захотел сделать здание весьма крепким, для чего в раствор, которым скреплялись кирпичи, повелел влить миллион желтков. Такого количества яиц, понятно, в окрестностях не оказалось. Пришлось отправлять гонцов в Литву, Россию, Украину. А еще рассказывают, будто кирпич для строительства доставлялся в Белыничи из Могилева не совсем обычным способом: верующие, выстроившись в ряд (длина его составляла как минимум 40 километров) от одного города до другого, передавали стройматериалы по цепочке. Красивая сказка! На самом деле канцлер Сапега имел отношение к строительству деревянного костела, возведенного в 1624 году. А каменный появился в Белыничах почти на полтора века позже.


Среди райцентров Могилевщины, где и сегодня можно увидеть весьма интересные костелы, я назвал бы и Мстиславль. В ХVII веке в городе появились кармелиты. Историки отмечают, что они сделали очень многое для социально–экономического развития региона. И памятник былому величию католического ордена — монументальное здание построенного в стиле барокко костела. Это не только культовое сооружение. Еще, если хотите, настоящий свидетель истории. На стенах сохранились фрески, изображающие батальные сцены времен русско–польской войны 1654 — 1667 годов — одну из самых трагических страниц истории Мстиславля, называемую «Трубецкой резней». По приказу князя Трубецкого, после того как в город вошли русские войска, были убиты 15 тысяч человек (по самым минимальным подсчетам) — население сократилось в два раза. Тех же, кто остался в живых, позже называли «мстиславцы–недосеки». Фрески уже в ХХ веке чуть было не стали причиной уничтожения памятника архитектуры. Комиссия, собравшаяся в 1961 году, пришла к мнению: костел надо разрушить — чтобы роспись не стала маленьким камешком преткновения для большой дружбы русских и белорусов. К счастью, здание удалось спасти. Сейчас костел кармелитов реставрируется, одновременно оставаясь действующим храмом — в одном из пределов идут службы.


К сожалению, большинство костелов, когда–то стоявших на могилевских землях, нынче можно увидеть разве что на старинных гравюрах или старых открытках. Но сохранившиеся храмы живут — восстанавливаются, реставрируются. Значит, наша история не потеряна безвозвратно. И это радует...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter