В поисках утраченного

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917-го в Российской империи, в состав которой входила и Белоруссия — тогда Северо–Западный край, изменилась государственная власть и вообще весь миропорядок: произошла Октябрьская революция. Логичный и трагичный финал процесса, начавшегося в феврале того же года...

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917-го в Российской империи, в состав которой входила и Белоруссия — тогда Северо–Западный край, изменилась государственная власть и вообще весь миропорядок: произошла Октябрьская революция. Логичный и трагичный финал процесса, начавшегося в феврале того же года.


О том, что это было за время, сказано немало. Великое, сложное, страшное... Когда неистовый ветер перемен, не разбираясь, уносил в своем бешеном потоке все, что попадало в его безжалостные объятия, и всех, оказавшихся на его пути. «Ветер, ветер —/ На всем божьем свете!» — написал в январе 1918 года в своей ставшей хрестоматийной поэме «Двенадцать» Александр Блок. — «Ветер веселый/ И зол и рад».


И Белоруссия оказалась практически в эпицентре событий. Здесь проходила линия фронта, здесь разруха, боль и смерть развернулись во всей своей жуткой стати. Где же искать выход? — Выход в борьбе за свержение царского самодержавия, сказали народу большевики: «Долой царя, долой войну!»


Сообщение о победе Февральской революции в Минске получили 1 марта 1917 года. И уже в ночь на 2 марта на совещании большевиков было решено: органы царской власти ликвидируются, начинается мобилизация всех сил для поддержки рабочих и солдат Петрограда. А для государственного управления создаются новые структуры — Советы рабочих и солдатских, чуть позже и крестьянских депутатов: в Минске, Гомеле, Борисове, Бобруйске, Орше, Полоцке... Но жизнь становилась тяжелее и тяжелее. В Минске, Витебске, Гомеле и других городах установили продовольственную норму: 300 граммов хлеба на человека.


Особое место в революционном движении в прифронтовой Белоруссии принадлежало солдатам — еще недавно крестьянам и рабочим. Они тоже выставили свой революционный счет и стали катализатором происходивших в обществе и государстве потрясений.


Подготовка Временным правительством предполагаемого наступления на фронте вызвала в июне 1917 года массовые демонстрации протеста в Минске, Витебске, Гомеле. Новый мир требовал своих прав. Вот донесение фабричного инспектора 2–го участка старшему фабричному инспектору Минской губернии о забастовке рабочих на фабрике сапожных гвоздей в местечке Смолевичи: «2 июля 1917 г. Доношу, что 22 июня забастовали рабочие фабрики сапожных гвоздей И.А.Ошеровича в местечке Смолевичи Борисовского уезда. В забастовке участвуют все рабочие в количестве 125 человек. Предъявлены требования об увеличении заработной платы в среднем на 100%. Администрация обращалась к посредничеству Минского Совета рабочих депутатов, но соглашение не состоялось. Владелец настаивает на введении сдельных работ для работниц рамщиц и шпицовщиц. Рабочие от сдельных работ отказались. Забастовка продолжается».


А это сообщение газеты «Минский голос» о разделе церковной земли крестьянами села Морочи Мозырского уезда Минской губернии: «18 мая 1917 г. В селе Морочи Минской губернии крестьяне сместили священника, отняли церковные книги, выселили из причтового дома и поделили между собой церковную землю». Сообщение газеты «Правда» из Недойкской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии: «26 мая 1917 г. Рабочие стекольного завода наследников Курындина Недойкской волости, число которых доходит до 400, арестовали администрацию и вступили во владение заводом и миллионным имуществом, завещанным на благотворительные цели».


Белоруссии довелось сыграть значительную роль в установлении власти большевиков и победе Октябрьской революции. Могилев, где находилась Ставка, руководящий центр всех контрреволюционных сил, стал по–настоящему центром судьбоносных событий. Но в этой ситуации свое решающее слово сказали местные военно–революционные комитеты. Так, во время корниловского мятежа они установили строгий контроль движения всех воинских эшелонов через железнодорожные узлы Белоруссии — Минск, Оршу, Витебск, Гомель. Отряды вооруженных рабочих и революционных солдат задерживали эшелоны, направлявшиеся в Петроград, и разоружали их.


Осенью 1917 года в Белоруссии начались большевизация Советов и непосредственная подготовка к вооруженному восстанию. 25 октября большевики Минска получили сообщение о победе революции в Петрограде. Вскоре вышел приказ № 1 Минского Совета, где говорилось: «В Минске власть перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов, который обратился ко всем революционным организациям и политическим партиям с предложением немедленно приступить к организации временной революционной власти на местах». Революционный процесс, ширясь и развиваясь, пошел по всей Белоруссии.


Могилевский Совет в результате перевыборов также стал большевистским. 18 ноября он принял постановление о признании решений II Всероссийского съезда Советов и власти Совета Народных Комиссаров. Власть в городе взял в свои руки Военно–революционный комитет. В ночь с 19 на 20 ноября Ставка, окруженная отрядами солдат и матросов, была ликвидирована.


С 25 октября по 20 ноября 1917 года на всей не оккупированной немцами территории Белоруссии победила власть Советов. Началась новая страница истории...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter