В поисках утраченного

В Беларуси с древних времен практически не сохранились ее легендарные замки. Но сохранилось немало старинных храмов, некоторые из них с полным правом могут претендовать на статус мировых шедевров...

В Беларуси с древних времен практически не сохранились ее легендарные замки. Но сохранилось немало старинных храмов, некоторые из них с полным правом могут претендовать на статус мировых шедевров. Во главе этого почетного реестра, конечно же, значится, Полоцк.


В Х — ХI веках храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. С принятием христианства сформировалось новое направление в зодчестве и появился такой тип сооружений, как каменный крестово–купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича — плинфы.


Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 годами. Построен он из плинфы в технике так называемого скрытого ряда. Уже в этом памятнике нашли отражение основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично–пирамидальной композиции архитектурных форм. Скорее всего, они возникли под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве. В них воплощены изобретательность народа, его творческие силы, а также понимание прекрасного, его художественный вкус.


Полоцкая София, вероятнее всего, построена Всеславом Брячиславичем на месте сгоревшего деревянного собора. Возведение Софийского собора связано с ростом политической роли города. В нем отражены сила и значение полоцких князей. Как и киевская, София Полоцкая служила главным общественным зданием города, где происходил прием послов, объявлялось о войне и мире. По тем временам это было грандиозное сооружение. Его общие размеры: ширина — 26,4 м, длина (с учетом апсид) — 31,5 м. Полоцкая София насчитывала семь «верхов», т.е. куполов.


Внутри собор имел обширные хоры с двойными аркадами. Хоры предназначались для князя, его семьи и придворных. Под ними внизу находился простой народ — их подданные. Так подчеркивалась противоположность господствующего класса феодалов и народных масс. На стенах полоцкого собора сохранились фрагменты монументальной живописи. Орнаментальный мотив фресок выполнен в стиле византийской настенной живописи, напоминает киевские росписи. Вдоль всего восточного фасада к Софии в XII — XIII вв. были сделаны другие пристройки. Здесь находилась княжеская усыпальница. Умерших погребали в саркофагах, сложенных из плинфы. Раскопано 16 таких саркофагов.


Вообще, Полоцк, как и другие города того времени, строился из дерева. Деревянную постройку легче утеплить, в ней всегда сухо. Бревенчатыми возводились не только жилища простых людей, но и боярские хоромы. Немногочисленные постройки каменной архитектуры резко выделялись среди разнообразных деревянных сооружений. В Полоцкой Софии обнаружили уникальные древние надписи середины XI века. На большом камне, вложенном в фундамент, с разных сторон процарапаны имена людей, участвовавших в строительстве собора: Давид, Тома, Микула, Копес, а также Петр и Вориш. А на стене Киевской Софии сделана надпись конца XII века: «Воинег писал Журяговиц полоцянин», в которой определено местожительство ее автора — город Полоцк, он же сам называет себя полочанином. Значительная политическая самостоятельность Полоцкого княжества способствовала тому, что зодчие, включая приезжих, могли более свободно проявить свои творческие возможности. Церковные сооружения возводили самые талантливые мастера. Внешний и внутренний вид церквей производил на людей сильное впечатление.


К наиболее значительным сооружениям древности также можно отнести Пятницкую и Борисоглебскую церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо–Ефросиньевскую церковь Полоцкого Спасо–Ефросиньевского монастыря, Благовещенскую церковь в Витебске. Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Коложская), Пречистенская церкви в Гродно и т.д.


Преподобная Евфросиния в детстве временно пребывала в Софийском соборе, где «и нача книгы писати своими руками». Затем епископ Илья перевел ее в свое Сельцо. Евфросиния взяла с собой книги. При монастыре Евфросиния создала небольшую школу для обучения грамоте девочек. В Сельце мастер Иоанн, «приставник над делателями церковными», т.е. возглавлявший артель строителей, возвел новую Спасскую церковь. В Полоцке работали ювелиры, украшавшие произведения искусства «златом и камением многоценным». Церковь издревле называлась Спасо–Преображенской.


Спасо–Ефросиньевская церковь — единственная постройка в Беларуси, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века. Фресками были украшены стены и столбы внутри здания. Они размещались рядами, одно над другим. Монументальные изображения фигур святых отличаются одухотворенностью, высоким уровнем живописной техники, в особенности изображение молодой монахини на грани северо–западного столба. Цветовая гамма фресок скупая, сдержанная: коричневые, красные, желтые краски, фон фресок темно–синий. Полоцкие фрески напоминают живопись как Киева, так и Новгорода. В то же время это самобытные произведения, впитавшие другие влияния, в первую очередь византийского искусства. В Полоцке существовала самостоятельная школа высокохудожественной монументальной живописи.


Черты своеобразия прослеживаются в постройках бывшего Борисоглебского (Бельчицкого) монастыря. Вторая церковь Бельчицкого монастыря именуется Пятницкой. Под зданием находилась подземная часовня для погребений. Пятницкая церковь имела богатую фресковую роспись. По сторонам центрального входа в алтарь находилась фреска, изображавшая во весь рост князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича, которых убил их брат Святополк, прозванный Окаянным. Память о Борисе и Глебе особенно почитали в среде княжеских дружинников, их считали на Руси заступниками воинов. На стенах располагались большие многофигурные композиции на евангельские темы.


Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы построен в XI — XII веках на территории бывшего нижнего замка в Витебске. Во время Великой Отечественной войны здание сильно повредили, но из–под позднейших наслоений открылись фрагменты древних фресок. К огромному сожалению, их окончательно уничтожили в 1961 году, во время неудавшейся попытки взорвать церковь. Рухнули только своды, а стены устояли. В 90–х годах XX века храм восстановили. С древности Благовещенская являлась главной и наиболее почитаемой церковью. Жители Витебска, покидавшие город, в этом храме брали благословение в дорогу, а возвращаясь, в нем благодарили Богородицу за помощь в путешествии. И сегодня нашим современникам дарована такая возможность. Древние отеческие храмы — как доброе напутствие предков в бесконечное будущее.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter