В поисках утраченного

Завтра в Борисове состоится торжественное открытие Дня белорусской письменности...

Завтра в Борисове состоится торжественное открытие Дня белорусской письменности. Любой праздник — хорошо, но такой — ценен вдвойне. Ведь трудно сыскать что–либо более благородное и надежное, чем свет знаний и сила духовного совершенства. Именно они укрепляют каждого отдельного человека и весь народ в целом.


Беларуси повезло: в ее истории есть такие гениальные личности, как преподобная Евфросиния Полоцкая, легендарный первопечатник Франциск Скорина, просветители и духовные наставники Сымон Будный и Кирилл Туровский — люди, оказавшие бесспорное влияние на развитие не только белорусской культуры, но и всей европейской цивилизации. А сколько иных славных имен связано с нашей землей — первооткрывателей, исследователей, философов, литераторов... Даже белорусская деревня умела ценить знания, образование, делавшие крестьянских сыновей свободными — прежде всего духовно. Учитель Лобанович из классического коласовского романа «На росстанях» — пожалуй, один из самых характерных, хотя и вымышленных по форме, примеров того, как новая жизнь помогала появиться и новому человеку — пытливому, целеустремленному, грамотному.


К сожалению, до начала XX века на территории Беларуси не существовало собственного университета. Центром науки и образования для белорусов стал Виленский университет — территория Беларуси входила в Виленскую учебную округу, многие ехали учиться в Петербург, Москву, Варшаву. Даже в небольших белорусских городах и местечках открывались как минимум начальные школы. А в губернских городах конца XIX — начала XX века работали не только начальные, но и средние школы, количество которых быстро увеличивалось.


Немалая образовательная роль принадлежала церкви. Приходские училища и церковноприходские школы, дававшие элементарные знания, были доступными для многих, особенно жителей городов. Но претендовать на высокий уровень обучения в них, конечно, не приходилось. Зато с церковно–патриотическим воспитанием дела обстояли куда лучше. Церковь открывала учебные заведения и более высокого уровня: в Минске — два духовных училища, мужское и женское. Они соответствовали примерно трем классам классической гимназии.


Структура школьного образования складывалась сложная, многоступенчатая. И платить за хорошее образование приходилось немало. Так что стремление к знаниям в значительной степени сдерживалось объективными трудностями их получения. Тем не менее, по сведениям известного минского историка Захара Шибеко, если в 1893 году в Минске действовало 13 начальных школ, то в 1912–м — уже 50. Они считались образовательными учреждениями нижнего уровня. После их окончания дети могли поступать в городские четырехклассные училища (с 1912 года высшие начальные). В 1890–е годы занятия в таком училище стоили родителям учеников 10 рублей в год, а к 1914 году уже 15 — 20.


Следующая ступень — средние образовательные учреждения. Но попасть туда мог далеко не каждый выпускник училища, ведь в училищах не преподавались иностранные языки. Так что наверстывать приходилось самостоятельно, а это снова деньги, которых чаще всего не хватало. Средние школы представлялись правительственными классическими гимназиями, где значительное внимание уделялось изучению латыни и греческого языка и вообще преобладал гуманитарный уклон. Выпускники после 7 — 8 лет обучения получали возможность продолжить образование в университетах. При этом медалисты, золотые и серебряные, как и положено, получали преимущества при поступлении. Остальные проходили через конкурс аттестатов, никаких дополнительных экзаменов не требовалось.


Что касается женского образования (гимназии делились на мужские и женские), программы там были полегче. Выпускница седьмого класса уже могла работать учительницей нижней начальной школы, а восьмого — домашней учительницей и поступить на женские курсы. В Минске известностью пользовалась Мариинская женская гимназия, принадлежавшая к ведомству учреждений императрицы Марии.


Точные и естественные науки считались профилем реальных училищ. Через 6 — 7 лет обучения в них путь выпускников лежал в технические, промышленные, торговые высшие учебные заведения и на физико–математические и медицинские факультеты университетов. К предпринимательской деятельности готовили в коммерческих училищах.


Наверное, дольше всего учились в духовных семинариях — 8 лет, после чего становились священниками.


В 1905 году в Минске действовали две мужские и пять женских гимназий, два реальных, коммерческое училища, две женские прогимназии и духовная семинария, некоторые из них были частными. Состав учебных заведений свидетельствует также о том, что минские барышни активно тянулись к знаниям. Более того, в 1913 году девочек–учениц в городе насчитывалось больше, чем мальчиков–учеников. По числу средних школ и учеников в них Минск занял второе после Вильни место в крае.


Однако в гимназиях и реальных училищах редко встречались дети из бедных семей, это все–таки были привилегированные учебные заведения. Плата в них для бедняков оказывалась просто неподъемной. В таких школах царил строгий порядок. Гимназисты носили форменные пальто, обязательно застегнутые на все пуговицы. Летом дозволялись белый костюм и белая фуражка.


И все же даже при таких непростых условиях желавших учиться оказывалось больше, чем мест в школах. Так, из 200 человек, подавших прошение в одну из минских гимназий в 1911 году, зачислили только 96. Поэтому в 1910 году в Витебске, в 1913 в Могилеве, в 1914 году в Минске открылись педагогические институты, призванные восполнить дефицит учительских кадров. Но их программы больше соответствовали средней школе, чем высшему учебному заведению.


Делалась попытка организовать в Минске и университет. Официальные власти отклонили ее по причине того, что «в Минске и без того сильные революционные настроения среди молодежи». Не удалось открыть университеты в Витебске и Могилеве. Царское правительство упорно не желало содействовать развитию образования на северо–западных окраинах империи. Ближе всего к реализации приблизился проект создания сельскохозяйственного института в Минске. Но и ему не суждено было осуществиться. По–настоящему организовать многоуровневую систему образования удалось лишь в СССР. Она получила мощное развитие в суверенной Беларуси.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter