В поисках утраченного

Как связаны между собой Кревский и Гольшанский замки, усадьбы в Скоках и Заосье, дворцово–парковые ансамбли в Ружанах и Бешенковичах, Троицкий и Жировичский монастыри, Борисоглебская церковь в Новогрудке и Фарный костел в Гродно? У всех этих сохранившихся и даже утерянных памятников архитектуры есть свой ангел–хранитель. Имя его — Наполеон Орда...

Как связаны между собой Кревский и Гольшанский замки, усадьбы в Скоках и Заосье, дворцово–парковые ансамбли в Ружанах и Бешенковичах, Троицкий и Жировичский монастыри, Борисоглебская церковь в Новогрудке и Фарный костел в Гродно? У всех этих сохранившихся и даже утерянных памятников архитектуры есть свой ангел–хранитель. Имя его — Наполеон Орда. 27 лет в путешествиях собиравший «осколки» национального прошлого, он оставил в наследие более тысячи акварелей и графических работ.


В минувшем году широко отмечалось 200–летие со дня рождения Наполеона Орды. Дата внесена в специальный календарь ЮНЕСКО. Однако скоро будем вспоминать знаменитого земляка уже по скорбному случаю: 26 апреля — 125 лет со дня его смерти.


Брестчанам Наполеона Орду–художника в первую очередь открыл местный краевед Виталий Климчук, сам уроженец Ивановского района. Первую посвященную Орде выставку — очень скромную — Климчук организовал в Брестском краеведческом музее. В небольшом зале старинного особняка, позже переданного Генеральному консульству России в Бресте, разместили портрет Орды, немногочисленные публикации и копии с копий рисунков. С тех пор прошло 18 лет. Спросите сегодня у любого местного старшеклассника, кто такой Наполеон Орда, и он без запинки ответит: художник, композитор и пианист.


— Еще в 70–х годах ивановская районная газета рассказала землякам об Орде. А когда в середине 90–х в деревне Огово нашли надмогильную плиту художника (Орда умер в Варшаве, а похоронен в Иваново. — Прим. В.К.), тогда все и закрутилось, — вспоминает Виталий Климчук, в свое время создавший на Брестчине фонд Наполеона Орды. Жаль, не все современные исследователи жизни и творчества Орды помнят о Виталии Климчуке...


Родом Орда из деревни Вороцевичи (ныне Ивановский район). Родительское гнездо — одноэтажный деревянный дом на две половины с парадным двором и парком сохранился лишь на рисунках: в 1860 году Наполеон дважды запечатлел усадьбу.


— После восстания 1830 — 1831 годов Орда уехал в Париж: власти причислили его к «мятежникам второго разряда». Постановили родовое имение в Вороцевичах конфисковать, а самого Наполеона отправить в Сибирь. Друг Шопена и Мицкевича, художник, публицист, композитор — это все Орда. Он стал директором Итальянской оперы в Париже.


— В Париже художник прожил 24 года, но памятник ему воздвигли только в Иваново. И музей есть только у нас, имя Орды носят музыкальная школа, улица в райцентре, — начальник отдела культуры Ивановского райисполкома Владимир Шелягович может рассказывать об Орде без устали. — Музей, кстати, открыл свои двери совсем недавно. Среди экспонатов — предметы, связанные с именем мастера. В их числе и находки, обнаруженные при раскопках в урочище Красный Двор. Еще целый зал — картины уроженца Ивановщины художника Алексея Кузьмича. Экспонируются также работы художников — участников ставших традиционными в здешних местах пленэров. К 2010 году в Вороцевичах планируется создать целый туристический комплекс: гостиницу, ресторан, котельную и отличную баньку, мастерские по обработке древесины, будет восстановлена усадьба...


Рисунков–оригиналов Орды в Беларуси нет. Практически все они (977 планшетов) хранятся в Национальном музее в Кракове, куда их передали родные художника после его смерти. Часть акварелей и графических работ навсегда осела в Народном музее Варшавы. Альбом акварелей находится в одной из библиотек Львова. У нас в Национальной библиотеке только большая коллекция литографий с рисунков (еще в конце XIX века в Варшаве выпустили 8 альбомов литографий с акварелей и графических работ Н.Орды). Особенно интересный для белорусов материал: Гродненская губерния — 144 планшета, Минская — 64, Витебская — 35, Виленская — 50, Могилевская — 15 планшетов.


К сожалению, двух третей объектов, изображенных на рисунках, уже не существует. Нет чудесных усадеб и дворцов в Молодово, Закозели, Деречине, Дубае. Разрушены шедевры архитектуры барокко — монастыри картузианцев в Березе и кармелитов в Белыничах... Время беспощадно. Но ценность работ Н.Орды — в их строгой документальности. Для историков архитектуры они просто находка. Когда–то художник писал Игнатию Домейко, что собирает «осколки». Не эта ли задача теперь стоит и перед нами? Во многом благодаря рисункам Орды восстановили усадьбы Костюшко в Ивацевичском районе и Мицкевича в Заосье под Барановичами. Возродилась Добровещенская церковь в Витебске. Отреставрирован дворец Паскевичей в Гомеле и замок в Лиде. Есть будущее у других дворцов, запечатленных в рисунках Н.Орды, — Потоцкой в Высоком и Радзивиллов в Полонечке Барановичского района, Сапегов в Ружанах. Реставрируется дворец Бутримовича в Пинске — родовое гнездо матери Орды. На очереди — Коложская церковь в Гродно. Кстати, Гродно Орда особенно любил. У него около 20 рисунков, посвященных его архитектуре.


Только благодаря рисунку Орды мы узнали, какой была на самом деле Каменецкая башня, пока ее не оштукатурили и не покрасили в белый цвет.


...На въезде в Вороцевичи земляки Орды установили композицию, похожую на музыкальный инструмент. Подует ветерок — и звучит мелодия. Кто–то услышит полонез, кто–то — мазурку, кто–то — вальс... Настраивайтесь на лирический лад, созерцайте удивительные пейзажи, которые так любил Наполеон Орда.


Кстати


Во вторник, 15 апреля, в Минске в музее истории Великой Отечественной войны открывается выставка «Беларусь на литографиях Наполеона Орды». В экспозиции будут представлены 50 работ из собрания Владимира Лиходедова.


Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter