В поисках утраченного

Картузианский монастырь для Березы — то же самое, что замок Сапегов для Ружан или дворец Пусловских для Коссово...

Пару лет назад журналистские дела привели меня в деревню Новоселки Березовского района. Хозяева старенькой деревенской хатки, куда я заглянула по ошибке, охотно показали свое сокровище — метрового апостола, вырезанного из дуба. Не показать не могли — он стоял на самом почетном месте в комнате, рядом с телевизором. Увидев фигуру, я принялась расспрашивать о ее происхождении. Оказалось, нашли на свалке полвека назад. «Он один из 12 апостолов, когда–то украшавших костел картузианского монастыря», — ничуть не сомневалась хозяйка. Я не искусствовед, чтобы оценивать стоимость фигуры, которой несколько сотен лет. Но когда старушка рассказала, что перед каждой Пасхой она моет этот раритет мыльной тряпкой, стало как–то не по себе.


Береза. Руины монастыря картузианцев.Еще один апостол выставлен в зале Березовского краеведческого музея. А два, по слухам, находятся в частных коллекциях, и коллекционеры не торопятся с ними расставаться. Остальные пропали навсегда?


Картузианский монастырь для Березы — то же самое, что замок Сапегов для Ружан или дворец Пусловских для Коссово. Почти разрушенный «кляштар», первый камень в фундамент которого был заложен ровно 360 лет назад, — жемчужина и гордость города. Не зря на современном гербе Березы — монастырские ворота, или брама, как их здесь называют. В Центральном государственном военно–историческом архиве Москвы хранятся детальные чертежи «кляштара», сделанные в 1835 году русскими военными. Дополнением к чертежам можно считать не совсем точный в деталях рисунок Наполеона Орды. Жаль, что в Березе нельзя купить открытку с этим рисунком. И приходится дорисовывать зрительные образы самой: здесь был костел, здесь — аптека, через эти резные двери входил Сапега... Особенно красиво на монастырском дворе осенью. Растущие поблизости клены радуют глаз золотистой листвой, и развалины уже не кажутся умирающими. Хорошо, теперь всякий в Березе расскажет, как пройти к «кляштару», расположенному на окраине райцентра. А лет 20 назад заросшие деревьями руины никого не интересовали. Люди разбивали рядом с развалинами огороды.


Береза. Монастырь. Открытка с рисунка Н. Орды....Величественный и единственный на всей территории Великого княжества Литовского монастырь ордена картузианцев — самого старого монашеского ордена на планете, построил Казимир Лев Сапега, унаследовавший от отца не только ум и способности к государственным делам, но и набожность. Первый угловой камень в монастырский костел в километре от села Бяроза (это первое название города) был заложен в 1648 году, а закончилось строительство лишь через 40 лет. Монастырь состоял из костела Святого Креста, жилых корпусов, библиотеки, трапезной, госпиталя, аптеки, а также хозяйственных построек с прилегающими садом и прудом. Монастырь окружали ров и крепостная каменная стена с башнями и часовней. В своем аскетизме монахи доходили до крайностей, но резиденция картузианцев не была совсем отгорожена и далека от мирской жизни. Это была маленькая империя с собственными фабриками, фермами, винокурнями, корчмами, лесопилками, мельницами и даже монополией на продажу водки. Крепкий в хозяйственном плане монашеский комплекс способствовал развитию торговли и ремесел во всей округе.


Береза. Церковь. Начало ХХ века.Монастырь, считавшийся самым богатым из всех картузианских монастырей Европы, дважды грабили и жгли шведы. Войска Суворова в 1772 году тоже нанесли ему серьезный ущерб. В 1812 году «кляштар» оказался на пути солдат Наполеона. А в 1863 году монахов и вовсе разогнали. И все из–за того, что молодые послушники приняли участие в национально–освободительном восстании под руководством Калиновского. Год 1866-й стал черной датой для березовских картузианцев: монастырь принялись разбирать. Из красного кирпича неподалеку построили казармы, в которых потом расквартировался Пятигорский полк российской армии, присланный в Березу в качестве жандарма.


Теперь красные казармы — тоже своего рода достопримечательность Березы. С 1934 по 1939 год польские власти устроили там концентрационный лагерь, известный своими жестокостью и бесчеловечностью. В казармах содержали правых польских экстремистов, коммунистов и украинских националистов. До трех месяцев людей могли держать без суда. В небольшие камеры с цементным полом набивали до 40 человек. Чтобы заключенные не садились, пол все время поливали водой. Теперь в одном из зданий казармы — детско–юношеский спортивно–эстетический центр, галерея искусств. Другое, долгие годы пустыми глазницами окон смотревшее на центральную улицу, кто–то выкупил и обнес забором...


Уже давно утихли споры топонимов насчет происхождения названия города. Береза–Картуска (Bereza Kartuska), Береза–Карузская, Картуз–Береза — так он в разные времена назывался. Теперь даже школьник скажет, что потерявший картуз Суворов здесь ни при чем. Березой–Картузской местечко было до 1940 года, а потом стало городом, центром района, и вторая часть из названия исчезла. Жаль...


Береза. Начало ХХ века.Еще каких–то 130 лет назад в Березе было всего 7 улиц и 200 домов. Теперь это настоящий промышленный центр: мясокомбинат, сыродельный завод, комбинат стройматериалов, неподалеку — крупнейший на Брестчине рыбхоз. К осени в центре города появятся ледовый дворец и бассейн. Еще строители обещают достроить церковь в скверике напротив красных казарм — это уже второй православный храм в Березе. Есть и костел, а вот синагог нет. Это при Сапегах в городе у евреев были своя школа и молельные дома. Во времена Российской империи город входил в так называемую «черту оседлости»: сюда переселяли евреев из других регионов. Во время войны фашисты всех уничтожили за Бронной Горой. Эта пригородная деревня — известное на весь мир место расправы над евреями. Там расстреляли более 50 тысяч человек, свезенных из Березовского и Брестского гетто.


Береза. Руины монастыря. 1916 г.В прошлом году город на быстрой речке Ясельде отметил свой 530–й год рождения. Хорошеет Береза с каждым годом! А вот от некогда величественного «кляштара» остались лишь брама, часть колокольни, госпиталя, кусочек стены с угловой башней...


И легенды — о тайниках, кладах и подземных ходах для монахов. На молитвы в костел отшельники шли по специальным переходам, оставаясь невидимыми для посторонних, — это исторический факт. Входы в подземелья и сейчас можно увидеть своими глазами, но они безнадежно завалены. Проникнуть туда, увы, нельзя.


«Кляштар» картузов не открывает нам свои вековые тайны...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter