В поисках утраченного

Знакомьтесь: деревня Турец...
Давным–давно в белорусских пущах водились огромные первобытные быки, символизирующие силу и власть, — туры. И людей крепких, здоровых частенько сравнивали с ними. Когда белорусские богатыри боролись между собой, о победителе так и говорили: «Настоящий тур!» «А этот, — отмечали того, который послабее, — турец пока еще...» Знакомьтесь: деревня Турец. Добраться проще простого: езжайте на Гродненщину, в райцентр Кореличи, — а дорогу на Турец там вам любой укажет.

Впрочем, это не единственная версия происхождения названия старинного местечка. Еще говорят, турцами называли дружинников князя Тура, основавшего на Полесье Туров–град. Тут, видимо, и поселился в незапамятные времена один из их товарищей...

Но историки утверждают, что Тур — это местный языческий бог, равнозначный Яриле, а здесь, на горе, было его капище. Не знаю, какая из версий наиболее правдива, но Турец — действительно очень древнее селение, моложе Москвы всего на несколько лет!

Могу предположить, что 700 лет назад находившийся на пути к Новогрудку — столице ВКЛ — Турец был отнюдь не малозначительным географическим объектом, раз о нем упоминается в Галицко–Волынских хрониках. К XIV веку в результате междоусобной борьбы галицкие земли перешли в подчинение Польши, а Волынь присоединилась к ВКЛ. Турец в то время был собственностью киевского князя Владимира Ольгердовича, а после перешел к его сыну Олельке, который после смерти великого князя Витовта даже претендовал на трон ВКЛ... И хотя в политике князь Олелька был тот еще интриган, в набожности ему не откажешь: щедро давал деньги и на церкви, и на костелы. Он–то и передал земли вокруг Турца Лавритовскому монастырю. Кстати, один из последних обитателей этого монастыря иеромонах Донат похоронен на деревенском кладбище в Турце (где именно, местные вам покажут, только попросите. — Прим. автора).

К XVI столетию Турец, принадлежавший магнатам Ходкевичам, известным военным и политическим деятелям ВКЛ, становится местечком и попадает на карту Томаша Маковского. Его развитию поспособствовало и то, что в 1568 году Ходкевичи получили графский титул Священной Римской империи. Здешние земли стали именоваться графством, а какое же графство без культовых сооружений? И вот в XVII веке Ходкевичи возводят здесь костел, православную и униатскую церкви, и прихожане трех конфессий живут в Турце в мире и согласии, как и надлежит христианам...

Последним хозяином Турецкого графства стал Александр Ходкевич, человек образованный и разносторонний. В свое время он был известным ученым–химиком, но еще больше прославился военными подвигами. В 1794 году Тадеуш Костюшко назначил Ходкевича майором национальной гвардии, а после поражения восстания тот отправился на Волынь, где создал тайную антиправительственную организацию... В 1812 году в надежде возродить ВКЛ при помощи Наполеона Ходкевич принял его сторону, впоследствии даже стал адъютантом Бонапарта. Но после разгрома французской армии попал в русский плен... Правда, через год его освободили, вернули графский титул, и оставшуюся часть жизни Александр Ходкевич посвятил химии, драматургии и стихосложению. А многочисленными поместьями стала заправлять его мать Людвика Ходкевич из рода Ржеуцких. Женщина она была своеобразная, ездила в карете, запряженной шестеркой белых лошадей с выкрашенными красной краской хвостами. А перед каретой гарцевал гайдук, следящий, чтобы никто не мог помешать проезду графини...

Но, в конце концов, за активную военную и политическую деятельность против Российской империи имения Ходкевичей стали конфисковывать и распродавать. К середине XIX века у Турца было уже несколько хозяев — Миладовский, Пальчевский и Елендский. А также 230 дворов, две православные церкви, синагога, народное училище, три мельницы, две корчмы, почтовое отделение, 7 заездных домов и 18 магазинов.

Когда–то здесь, на главной площади, стояла деревянная церковь, построенная еще при Ходкевичах в 1747 году. Но в конце XIX века ее решили разобрать и построить новую, из бутового камня и глины. Вот уже больше 100 лет эта Свято–Покровская церковь в ретроспективно–русском стиле — главное архитектурное украшение Турца.

В 1909 году здесь обвенчалась одна пара, о чем свидетельствует сохранившаяся по сей день запись в церковной ведомости. Невеста Варвара Федоровна ранее уже была замужем и имела троих детей. Жених был на

7 лет младше и звали его Иван Михайлович Федоров. Но нам с вами он больше знаком под псевдонимом — как Янка Мавр, автор популярных приключенческих повестей и рассказов. В 1930 году он написал повесть «Полесские робинзоны», по которой впоследствии сняли фильм. А в 1993 году была учреждена литературная премия имени Янки Мавра за лучшее произведение для детей...

Познакомились Иван и Варвара в деревне Бытча. Здесь будущий писатель работал учителем. Но за участие в нелегальном учительском съезде в деревне Николаевщина его арестовали и взяли под надзор полиции, запретив впредь заниматься учительством. К счастью, местный священник предложил Янке обучать на дому детей своей овдовевшей дочери. Тут стрела Амура и пронзила его юное сердце... В Турец влюбленные переехали, скрываясь от сплетен: второе замужество многодетной вдовы деревенские не одобрили. Но наличие детей у избранницы Янку Мавра не смутило, в детях он буквально души не чаял и, говорят, часто повторял слова Жан Жака Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов». Кстати, тут любят рассказывать, что и псевдоним ему придумали малолетние озорники. Мол, когда Иван Федоров был учителем, свои уроки заканчивал сакраментальной фразой из драмы Шиллера: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Так дети и стали называть его Мавром...

Ну и нам, пожалуй, пора готовиться к новому путешествию...

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА и автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter