В поисках утраченного

Агитационная почтовая карточка в годы первой пятилетки

В 1929 году в Советском Союзе приняли первый пятилетний план развития народного хозяйства. Правительство взяло курс на ускоренную индустриализацию и коллективизацию. Для выполнения поставленных задач требовались огромные денежные средства, а также модернизация всей финансовой системы страны. В отличие от развитых стран Запада молодое советское государство на тот момент практически не имело ни внешних, ни внутренних займов. Единственным реальным источником финансирования индустриализации была эмиссия бумажных денежных знаков. Но такая политика вела к инфляции, росту цен на потребительские товары и формированию недоверия населения к советской валюте.


Поэтому Наркомфин и Госбанк СССР приняли дополнительные меры по привлечению денежных средств населения для реализации планов первой пятилетки. Основная работа легла на плечи сберкасс. Их обязали увеличить объем вкладов и количество вкладчиков, обеспечить размещение государственных займов и обеспечить операции с их облигациями, развивать систему безналичных расчетов, ввести в обращение чеки для оплаты, расширить перечень услуг по обслуживанию населения.


Но так просто достичь успеха не получится: требуется активная агитационно–пропагандистская работа, стимулирующая весь процесс. В июне 1929 года Главное управление сберкасс призвало своих работников организовать социалистическое соревнование, которое в 1932 году переросло в общесоюзное. Начали проводиться различные массовые акции: «финансовые эстафеты», «слеты ударников», определялись и получали награды лучшие работники. В 1930 году по инициативе сберкасс под лозунгом «Пятилетка в четыре года» организовали «месячник сбережений».


Но, несмотря на определенные успехи, правительство требовало от Наркомфина дальнейшего усиления массовой работы по привлечению вкладчиков и увеличению объемов вкладов. Сберкассы стали осваивать новые методы работы: целевые вклады на приобретение дефицитных товаров (швейных машин, фотоаппаратов, велосипедов, посуды и одежды), выплату выигрышей по лотерейным билетам Осоавиахима, выдачу зарплат и пенсий, оплату коммунальных платежей, прием страховых взносов. Для вовлечения малоимущих слоев населения появились специальные беспроцентно–выигрышные вклады на небольшие суммы.


На всех предприятиях и в учреждениях организуются специальные комиссии содействия сберегательным кассам — комсоды, главная задача которых — общественная поддержка индустриализации народного хозяйства посредством сберегательного дела. К работе в таких комиссиях активно привлекались комсомольцы. Молодежь не только агитировала и разъясняла, но и своим примером показывала необходимость поддержки объявленной в стране индустриализации и коллективизации. Комсомольские организации повсеместно брали шефство над сберкассами и, конечно, из числа наиболее способных и образованных молодых людей готовили новые кадры для финансовой сферы. Потому что: «Комсомолец! Что ты сделал для улучшения работы сберкасс, привлечения вкладчиков и новых вкладов?» Отвечай!


Массовая агитационно–пропагандистская кампания, проходившая под политическими лозунгами финансирования социалистического строительства, в полной мере также использовала возможности средств массовой информации.


Но самым необычным, ярким и, пожалуй, до сих пор практически не изученным средством информирования и пропаганды стали специально выпущенные по заказу Наркомфина СССР агитационные почтовые карточки (почтовые открытки). В целях экономии они изготавливались из тонкого картона невысокого качества размером 10,5х15,0 сантиметра. Посередине лицевой стороны такой открытки располагался государственный герб. На правой адресной стороне для удобства отправителя уже отпечатана типографским способом почтовая марка. Слова «почтовая карточка» и адрес на многих открытках написаны на восьми языках народов СССР. А вот на левой части размещался агитационный материал — обычно тематический рисунок и призывный политический лозунг.


Некоторые лозунги вполне вписались бы и в нашу продвинутую реальность. Чем не современно звучит:

«В путь с собой бери аккредитив сберкассы — сохранишь деньги от пропажи и кражи»;

«Неужели ты еще не пользуешься безналичными расчетами? — Много теряешь!»;

«Не держи денег дома, а храни их в сберкассе»;

«Проводи свой личный бюджет через сберкассу»;

«Моя сберегательная книжка поможет нам отдохнуть летом».


Почтовые открытки пользовались большой популярностью у населения и превратились в основное средство общения людей, живущих в разных местностях. Поэтому и агитационные карточки выпускались миллионными тиражами. В коллекции автора собрано более полусотни таких экземпляров с различными сюжетами и лозунгами. Их тиражи — от одного до пяти миллионов. Однако, несмотря на столь огромные выпуски, до настоящего времени подобных открыток сохранилось очень мало, и они числятся филокартической редкостью.



likchodedov@mail.ru

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?