В поисках утраченного

Похоже, мода на семейные фотоальбомы и фотографии «на долгую память» не спешит уходить. А может, и не уйдет никогда...
Похоже, мода на семейные фотоальбомы и фотографии «на долгую память» не спешит уходить. А может, и не уйдет никогда... Известный фотограф Альфред Штиглиц еще в XIX веке продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года, и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов. Блеск, кра–со–тища!

Или Валерий Генде–Роте. Сейчас о нем можно говорить как о посредственном фотографе, но остается факт: именно он снял Юрия Гагарина таким, каким его знает мир. Помните кадры первого космонавта в фуражке?

Письма читателей «СБ», пришедшие в адрес нашей лауреатской рубрики, лишь подчеркивают формат «В поисках утраченного». Каждый написавший к нам невольно становится героем сюжета, а иногда и непосредственным участником рассказанной истории. Точь–в–точь, как обыватель вон с той открытки, правда, это если не уточнять время действа.

Кстати, о времени. Мария Анушкина из Бреста предложила сортировать коллекционные открытки Владимира Лиходедова по дате их выпуска. Например, нашу читательницу интересуют суровые 1937 — 1938 гг., а конкретнее, как оформлялись в этот период почтовые открытки в СССР. А Петр Ремезов из Гродненской области просит «опубликовать без лишних слов и комментариев» сохранившиеся кадры городских фонтанов. И точка! Причем опубликовать фото тех архитектурных аквашедевров, кои давно разрушили время и всякого рода реконструкции. Собственно, а кто против?

Перед вами, господа читатели, полоса, сверстанная по вашим заявкам. Кроме вышеперечисленного, мы, ни с кем не советуясь, добавили сюда и проиллюстрировали просьбу Галины Корольковой из Минска. Она умоляет нас показать обратную сторону почтовых открыток. Здесь, очевидно, читательнице интересны только тексты корреспондентов, о чем и кому писали люди в прошлые века.

Как выяснилось, у истинных ценителей «патины прошлых веков» почтовая открытка с хорошо сохранившимся текстом особенно ценится. Ну а доказанная подлинность фамилии известного адресата или корреспондента поднимает ее цену — мама, не горюй! В том смысле, что такие редкие подписи на открытках делают любую коллекцию бесценной, что ли. Иначе как объяснить феномен рубрики в Интернете, где выставлены на торги открытки из частных коллекций с дарственными надписями? Например, фото ленинградского актера Владислава Стржельчика, подписанное неизвестному почитателю таланта самим актером аж в 1957 году, стоит 2.652 российских рубля — около 100 долларов США. А фото 1878 года императора Александра III с женой и детьми оценили в 73 тыс. 542 российских рубля! Эквивалент вычислите сами.

Да, господа, цифровая техника в доме — наша дань хайтеку, не более. Самый скромный быт, привычки человека, его страсть окружать себя ненужными предметами, по–моему, меняются медленнее, чем политические уклады в Старом Свете. Чтобы почувствовать это, не надо устраивать кровавых столкновений с революционными переворотами. Достаточно изменить угол зрения, а иногда просто интонацию...

Однажды в Эрмитаже, услышав фразу эффектной блондинки: «Ну где этот мальчик с лютней?» — я буквально сорвалась с насиженного пуфа и ритмичными шагами пошла через залы за ней и ее спутницей. Тешила себя надеждой, что эти две яркие дамы выведут меня к единственной тогда еще в СССР картине знаменитого итальянского художника Караваджо «Юноша с лютней»...

О существовании этого шедевра, «который в 1808 году для собрания российских императоров приобрел директор парижского Лувра», я узнала недавно и случайно. Здесь же, у Эрмитажа, стоя в очереди, услышала диалог посторонних. От предчувствия радости встречи с прекрасным, от того, что мне (!), а не кому–нибудь из нашей группы удалось–таки найти и увидеть картину, я даже выросла на пару миллиметров.

А до этого, признаюсь (уж коль скоро речь зашла о музыкальных инструментах, позволю себе метафору), нам, 20–летним, весь социум и быт были по барабану, т.е. мы были абсолютно счастливы по жизни с мальчиком и без лютни. Потому что возраст у нас чудесный был! А ситуация с Караваджо «разрулилась» неожиданным образом. Когда две дамочки в одном из залов обступили полноватого подростка с оттопыренными ушами, выяснилось, что именно этот подросток именовался «мальчик Людкин», а не с лютней. Просто интонационно я услышала то, к чему очень стремилась.

Это я к тому, что страсть человека к прекрасному необъяснима. В общем–то создать образ, характер, особое настроение, наверное, под силу каждому. Что же касается фотографии, то ученику из ремесленного в салоне обязательно давалась в руки книга, священник держал Библию, домохозяйка — малое дитя или рукоделие, романтическая барышня — раскрытую книгу...

И за каждым таким кадром стоит, извините, своя история «мальчика с лютней».

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter