В поисках утраченного

Мы уже привыкли к тому, что в этот день Минск превращается в город–праздник. А вместе с тем традиция эта не так и стара: всего–то в 21–й раз выйдем мы на родные улицы поздравить город с днем рождения, хотя стукнет ему ни много ни мало — 940 лет...
Мы уже привыкли к тому, что в этот день Минск превращается в город–праздник. А вместе с тем традиция эта не так и стара: всего–то в 21–й раз выйдем мы на родные улицы поздравить город с днем рождения, хотя стукнет ему ни много ни мало — 940 лет.

Интересно, а как веселились и отдыхали жители губернского Минска?

Всеобщие городские гулянья затевались чаще всего в связи с престольными праздниками, монаршими бракосочетаниями, коронациями, тезоименитствами и прочими радостями императорского двора. Одно из крупнейших торжеств, которые сохранили минские летописи, — бракосочетание наследника российского престола великого князя Александра Николаевича с принцессой Гессен–Дармштадтской, в православии ставшей Марией Александровной. Город гулял на Соборной площади (нынешней площади Свободы). Кадки с хлебным вином были выставлены по всему ее периметру. Здесь же сколотили и столы, которые ломились от сдобы и разносолов. На деревьях, будто сказочные плоды, висели пряники, конфеты и яблоки. По свидетельствам очевидцев, на столах было столько разных блюд, что «тут виделся целый зверинец лишенных живота животных: огромный бык, тучные бараны, тельцы упитанные» — так писали о событии «Минские губернские ведомости». Высокопоставленное бракосочетание праздновали три дня. В первый день на даровые пряники пришло до 10 тысяч минчан. Городская беднота получала на праздничных пунктах раздачи по булке и кружке хлебного вина «за здоровье венценосного семейства».

Многие годы центром жизни города был Высокий рынок (так до середины ХIХ века называлась Соборная площадь), на котором обычно проводились ярмарки. Помимо торговли, здесь всегда было шоу: перед Рождеством и Светлым Христовым воскресением, когда проходили самые крупные ярмарки, на площади выстраивались шумные балаганы, народ развлекали батлейками и выступлениями дрессированных медведей.

Раз в год многочисленные ремесленные цехи города устраивали на Высоком рынке «фэст». К этому дню готовились тщательно, наряжались ярко. Ремесленники представляли свои новые товары, били в бубны, раздавали детворе сладости. В начале XIX в. это и другие городские мероприятия стали сопровождаться музыкой духового оркестра. По выходным и праздничным дням он играл в открытой галерее городской ратуши, на Верхнем рынке или в городском публичном саду.

Здесь же, на Соборной площади, в Минске впервые появился цирк. Театры, концерты и антрепризы были доступны лишь состоятельной публике. Народ же обожал дивиться на цирковые трюки. Предприимчивые братья Никитины открыли свой первый цирк в 1884 году. Борьба, акробатика и фокусы — таков был его нехитрый репертуар. Правда, уже через два года Никитиным предписали балаган с Соборной площади убрать. Но лиха беда начало. Вскоре новый цирк пригласил зрителей на площадку Вольного пожарного товарищества. Неизбалованный зритель полюбил это простое искусство. В цирке всегда был аншлаг.

В 1872 году у горожан появилось новое место для гуляний — был заложен Александровский сквер. Назван был он так, понятное дело, в честь здравствующего монарха. Вице–губернатор Дроган помогал добровольцам высаживать здесь первые деревья и цветы. Один из немногих, сквер уцелел до наших дней, несмотря на все минские «перекройки». Правда, сменил несколько имен: был Центральным, Театральным. А нынешняя молодежь давно уже окрестила его «сквером Паниковского». Что поделать, любят у нас Ильфа и Петрова. И бронзовая метафора — памятник минскому водопроводу, отлитый итальянцем Бернини мальчик, обнимающий лебедя, — напоминает многим городским острякам о незабвенном Михаиле Самуэлевиче Паниковском.

Еще одним излюбленным местом для прогулок всегда был Губернаторский сад. Свое название он получил от отца–основателя, губернатора Захара Корнеева. При входе в парк губернатор повелел высечь надпись: «После работы — отдохновение». В конце XIX века здесь появился первый общественный спортивный объект — стадион и велотрек. Те, кто увлекся спортом, вслед за графом Карлом Чапским отправлялись на велотрек. Или каток, который заливали здесь же, на треке, в зимнее время. Те же, кому не хватало поэзии в городской жизни, шли на самое романтическое место города — тенистую Аллею любви. Она была создана в соответствии с тогдашними традициями пейзажных парков здесь же, в Губернаторском саду.

А в 1907 году на Захарьевской улице в доме Поляка открывается кинотеатр «Иллюзион», чуть позже появился «Модерн», потом — «Эден» и «Гигант». Уже через несколько лет количество посетителей кинотеатров было на порядок больше, чем театров и цирка вместе взятых...

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter