В поисках утраченного

На протяжении всей своей истории наш Минск несколько раз менял не только названия, характер своей главной улицы, но и символы центра, и даже его параметры...
На протяжении всей своей истории наш Минск несколько раз менял не только названия, характер своей главной улицы, но и символы центра, и даже его параметры. Название Захарьевская улица получила в честь первого градоначальника — губернатора Захара Эммануиловича Корнеева, который в историю Минска вошел многими добродетелями и прослужил ему «ревностной службой» 12 лет. Точной даты рождения главной улицы Минска нет. Застройка ее складывалась из трех ипостасей: дореволюционной, советской и послевоенной. Топонимически и географически она делилась на три части: до нынешней улицы Ленина — Захарьевская, затем до реки Свислочь — Александровская, за рекой — Борисовский тракт, далее слободка Комаровка. А за ними девственные леса помещика Ваньковича (нынче р–н парка Челюскинцев).

Улица Захарьевская брала начало от Ново–Московской, на углу которой в 1890 году освятили православный храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, или, как называли ее в городе, Привокзальной. Церковь возводилась на пожертвования прихожан, в основном железнодорожников. Отечественная война 1812 года, материальный урон от нее, затем сильный пожар, случившийся в городе, заставили вновь отстраивать главную улицу. Перестроили также транзитную магистраль, соединяющую почтовые дороги на Борисов, Несвиж, Бобруйск. Судя по градостроительному плану от 1814 года, она должна была стать знаковой улицей зарождающейся минской буржуазии. Словом, самой благоустроенной и показательной улицей в губернии. Именно тогда появляются черты европейского лоска: дома строились в стиле ампир и модерн. Впрочем, о Минске оставил впечатление поэт и путешественник Владислав Сырокомля: «В застройке большинство каменных зданий, хотя есть много деревянных, что «втиснулись» в среду своих аристократических братьев, как те сельчане, которые попали на зрелище, протискиваясь ближе к сцене, не обращая внимания на толпу вельможных господ и чувствуя себя не лишними среди новых построек».

В спектре застройки — здания городской администрации, торговых и учебных заведений, мастерских, особняки важных чиновников и промышленников. Вывески гостиниц «Либава», «Виктория», «Гарни», «Одесса», «Ново–Московская», «Париж» говорят об открытости и гостеприимстве города. На главную улицу обращено особое внимание городской власти: мостятся тротуары и дороги, в центре появляется водопровод, керосиновые фонари заменяют электролампы, прокладывается конно–железная дорога. В новых домах зажиточного дворянства, купечества и мещан по вечерам уютно светятся окна. В теплое время слышатся звуки рояля...

В XIX веке у главного губернского города Северо–Западного края Российской империи появляются такие капитальные сооружении, как Архиерейское подворье, лютеранская кирха, значительные по социальному статусу жилые и доходные дома. Ряды купечества в городе росли. В то время у горожан популярной становится ярмарка на Новом месте. Она проходила с мая и до Троицына дня. Гольдберг и Аксельрод «выводзяць свае камянiцы». К главным городским высоткам прибавляются новомодные дома господ Кистора, Дельпаце, мещан Гайдукевича и Липинского, дом графа Тизенгаузена.

1910 год. На углу Захарьевской и Трубной (ныне Берсона) был возведен костел в память об умерших детях слуцкого помещика, почетного мирового судьи, дворянина Эдуарда Войниловича. А через два года напротив храма возводятся трехэтажные особняки. Наблюдательные минчане и сегодня могут прочитать на фронтоне одного из них римские числа МДССССХП, что обозначает 1912 год. Оставалось два года до войны...

В годы Первой мировой и гражданской войн, немецкой и белопольской оккупаций город находился в зоне военных действий в общей сложности более шести лет. Его главная улица и магистраль были сильно повреждены, капитальные сооружения разрушены или сожжены, бездействовали водопровод, электростанция. Дальше, как вы знаете из истории, Минск сотрясали революции.

Согласно времени и идеологии впервые в 1922 году улица Захарьевская переименована в просто Советскую. В новом генеральном плане 1938 — 1940 гг. впервые были запроектированы новые городские площади. Площадь Ленина была избрана местом общественных форумов, парадов и демонстраций.

22 июня 1941 года, воскресный день, минчане готовились к городскому празднику — открытию рукотворного минского (Комсомольского) озера. В архивных документах сказано, что в еще не заполненный водой котлован посыпались немецкие авиабомбы. Гитлеровские бомбардировщики сбрасывали свой смертоносный груз и на главную трассу, улицу Советскую. От нее и прилегающих кварталов за время войны осталась лишь груда руин и пепелищ. План послевоенного восстановления был поручен группе специалистов Белгоспроекта. На закрытом конкурсе по застройке первой очереди центра лучшим оказался проект московского профессора Михаила Парусникова. За основу архитектурного направления он взял стиль итальянского классицизма. Решено было также каждый участок проспекта венчать площадями. Ныне эти площади: Независимости, Октябрьская, Победы, Якуба Коласа, Калинина.

Впрочем, начальная часть проспекта однажды претерпела большое «потрясение». Напомню одну из городских легенд...

В начале 60–х годов в Минск прибыл Председатель Верховного Совета СССР Никита Сергеевич Хрущев. Проезжая от аэропорта по узкой улице, он недовольно проворчал, что, дескать, улица с названием Советская могла бы быть шире и просторнее... Это было сигналом к действию для минского руководства. В одночасье старинного стильного квартала не стало. Какое–то время вместо него красовался пустырь, потом его заменили тем самым бездарным и безлюдным бульваром, который просуществовал почти четыре десятилетия в центре площади Ленина. Такая вот история...

Минчане шутят, что, мол, наш проспект одним концом доходит до Москвы, другим — цепляется за Варшаву. Смех смехом, а, по недавним сообщениям в прессе, центральную часть проспекта Независимости с его архитектурным ансамблем в стиле «сталинский ампир» собираются выдвинуть в качестве кандидата на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter