В поисках утраченного

У Гольшан своя гордость, едва заметная, почти стертая. Нет–нет да и мелькнет среди хаток кирпичный домик — типичный образчик городской застройки XIX века...
У Гольшан своя гордость, едва заметная, почти стертая. Нет–нет да и мелькнет среди хаток кирпичный домик — типичный образчик городской застройки XIX века. Или — вдруг! — слишком основательный забор из бутового камня, который рядом с небольшим деревянным домом — будто не по Сеньке шапка. И уж совсем непропорциональным исполином возвышается над малоэтажным местечком костел, построенный в начале XVII века подканцлером Великого княжества Литовского Павлом Стефаном Сапегой.

Жителей в Гольшанах сегодня чуть больше тысячи, а история такая — позавидуют миллионные города. Первое упоминание — 725 лет назад, в «Хронике Быховца»: «А четвертый брат великого князя Наримунта, Гольшис (Гольша) перешел реку Вилию и нашел гору красивую/.../окруженную великими равнинами и наполненную богатствами, и понравилось ему там, и на этой горе создал он город над рекою Кораблем и там начал княжить и назвался князем Гольшанским». Считается, что красивая гора, упоминаемая в летописи, и была Гольшанским городищем. У замка селились люди, росло местечко.

Гольшанам повезло обзавестись собственным исследователем. В начале 60–х учитель истории Эдуард Корзун начал создавать школьный музей. Вместе с учениками он ходил в экспедиции, работал в архивах Минска и Вильнюса, списался с наследниками знаменитых земляков, живущими в самых разных странах — от Польши до Греции. Музей, который он создал, стал народным и по званию, и по содержанию. Возвращение памяти родному местечку стало для Эдуарда Семеновича делом всей жизни. Он и скончался здесь в 2001 году, после того как закончил очередную экскурсию. Сегодня народный музей в сельской школе хранит супруга краеведа Янина Ивановна:

— Гольшанские — знатный род ВКЛ, они имели большие владения, занимали важные должности. Князь Иван Гольшанский присягал на верность Витовту и был в 1388 году в составе посольства в государство крестоносцев.

Но настоящую славу месту принес
ла Софья Гольшанская. Несчастная девочка, выданная замуж за пожилого (в ту пору ему было уже за 70) польского короля Ягайло. Как уж там жилось ей в браке со стариком, история умалчивает, а вот то, что родила она двоих сыновей, которые потом стали королями, — факт. Землячка наша — родоначальница династии Ягеллонов. В подтверждение чему у Гольшанского сельсовета стоит памятный камень.

Еще один представитель рода — Павел Гольшанский, епископ виленский, собрал здесь солидную библиотеку. Но по причине сана детей не имел. А последняя представительница рода — княжна Елена — вышла замуж за Сапегу, и имение перешло к этому древнему роду. Все то, чем приметны Гольшаны сегодня, — замок, точнее, то, что от него осталось, костел и «кляштар», где жили монахи–францисканцы, — было построено Павлом Стефаном Сапегой. На открытие костела в августе 1618 года он подарил новому храму ризу (всю в жемчуге и драгоценных камнях) и повелел отлить колокол со своим именем. Здесь же он и был упокоен вместе с тремя своими женами. Последняя из них заказала красивое надгробие — одно на всех. Теперь эти мраморные изваяния можно увидеть в музее древнебелорусской культуры в НАНБ в Минске — надгробия перевезли сюда в 1978 году.

В бывшем монастырском здании сейчас расположен филиал Национального художественного музея. Помимо созерцания копий работ Фердинанда Рущица, здесь можно поискать «белую панну». И второе притягивает туристов куда больше! Сотрудники музея уверяют, что регулярно наблюдают какие–то аномальные явления, а полюбившие место исследователи паранормальных явлений находят в монастырских подвалах вмурованные человеческие кости. Из–за всех этих «недоразумений» Гольшаны даже попали в Энциклопедию загадочных мест мира наряду с Бермудским треугольником и рекой Тунгуской.

— Все наши подвалы за раз не обследуешь, — уверена директор филиала музея Чеслава Окулевич. — Совсем недавно работали у нас ребята–уфологи. С техникой. Приборы зазвонили возле выступающего кирпича. Он легко поддался. Когда из стены было извлечено несколько человеческих костей, ребята решили все положить на место, чтобы не нарушить структуру. Обещали еще приехать.

До сих пор сильное впечатление производят расположенные недалеко от монастырских стен сводчатые руины замка.

— Он исчезал постепенно, — вспоминает Янина Корзун. — На фотографиях начала XX века замок еще в отличном состоянии. После Второй мировой войны в его правом крыле располагалась школа пчеловодов. А потом из его кирпича — старинной плинфы — стали строить клуб. Разбирать замок прекратили, когда один из студентов, собиравших кирпич, погиб.

Когда был напечатан роман Короткевича «Черный замок Ольшанский», школьники из Гольшан написали Владимиру Семеновичу письмо, действительно ли их замок имеется в виду. Классик ответил, что «некоторые черты вашей деревни попали в роман, но простой фотографии искать не нужно». Письмо заняло почетное место в музее, а вокруг замка нынче мостят дорожки и смотровые площадки — теперь живописными руинами можно будет наслаждаться с комфортом.

Некоторые русские летописи называют Гольшаны городом. Но это не так. Города здесь никогда не было. Правда, местечко всегда слыло богатым: с XVI века в достатке здесь было корчем, заезжих домов, в большом количестве варилось пиво, жители не бедствовали.

— В 1976 году на улице Ошмянской был найден клад — более полутора тысяч серебряных монет XIV — XV столетий, — вспоминает Янина Ивановна. — Сейчас он хранится в музее БГУ.

В начале XX века в Гольшанах насчитывалось более 2 тысяч жителей, были своя лесопилка, маслосыродельный и четыре кустарных кожевенных завода, пивоварня, две мельницы. Окрестные жители прозвали гольшанцев «панчошнiкамi i канаводамi». Еще бы! Никто лучше их не умел сбивать и набивать цену! Ведь каждую пятницу на центральной площади затевались ярмарки, а перед Рождеством и Пасхой — большие «красные торги». Впрочем, и без ярмарок торговля здесь шла постоянно. Почти в каждом еврейском доме, целые улочки которых, кстати, сохранились до наших дней, была своя лавочка.

Писатель и скиталец Винцук Адважны писал о своей родине: «Ого! Гальшаны — гэта не Крэва або што другое. У Гальшанах нават гаворка iнакшая: трэба казаць «узяў сiкеру i палiцеў па бiрэзнiку». Прислушайтесь к разговору местных жителей, и вы непременно услышите неповторимую «гальшанскую гаворку». За почти столетие она не сильно изменилась.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter