В поисках утраченного

Как бы ни спорили современники насчет меркантильной утилитарности коллекционеров, но иногда увлеченность последних заставляет окружающих совершать неординарные поступки.
Как бы ни спорили современники насчет меркантильной утилитарности коллекционеров, но иногда увлеченность последних заставляет окружающих совершать неординарные поступки.

Например, полоса, которая перед вами, уважаемые читатели. Она случилась потому, что у каждого достойного коллекционера всегда имеются редчайшие экспонаты "по поводу". А повод есть! В Витебске прошел крупнейший европейский фестиваль искусств "Славянский базар-2004". И как здесь не обнародовать фотографии, свидетельствующие о прошлой жизни города...

Известный коллекционер почтовых открыток Владимир Лиходедов уверен, что у каждого города была своя "сладкая жизнь". "Dolce vita" - название фильма Федерико Феллини, превратившееся в метафору. Она питает светскую хронику, допускает ночную жизнь, в которой кипят страсти, бушуют скандалы, вспыхивают романы...

А это, согласитесь, классный повод для журналиста. И если "dolce vita" - кочующий феномен, то мы позволим себе перенести время.

В ХIХ веке музыкальная жизнь города Витебска протекала в формах домашнего музицирования, концертов местных любителей и гастролеров. Конечно же, с гастролерами Витебску везло во все времена, но Летнего амфитеатра тогда в городе не было, только лишь небольшая деревянная сцена в городском парке. Так что по вечерам в доме какого-нибудь знатного гражданина обязательно собирались знакомые, чтобы послушать живой звук рояля или небольшого скрипичного оркестра. Кстати, азартные карточные игры тоже присутствовали, правда, исключительно в мужском обществе. Зато дамам во время концерта позволялось курить ...

В 1845 - 1847 гг. в городском театре работала труппа под руководством польского балетмейстера М.Пиона, в которой танцевали и белорусские крепостные артисты. При театре существовал даже небольшой профессиональный оркестрик. В разное время в Витебске выступали: Л.Ауэр, И.Гофман, П.Сарасате, Л.Собинов, Я.Хейфец...

А в начале ХХ века в Витебске был основан музыкально-драматический кружок, и увлечение музыкальным искусством стало модным явлением у горожан... (Однажды на фестивале "Славянский базар" в 90-х гг. прошлого столетия известный композитор Юрий Саульский, ныне покойный, даже назвал Витебск "городом, в котором хочется играть джаз".) Сейчас, наверное, многим из нас будет трудно представить, но в начале ХХ века в городе существовала и народная консерватория, которая в 1922 году была преобразована в музыкальный техникум...

Получается, не случайно Витебск назван музыкальной столицей Беларуси. Музыка в городе звучала всегда. Шагаловские скрипачи играли на крыше, мулявинский "заповедный напев..." льется со сцены Летнего амфитеатра...



Справка

Согласно преданиям, зафиксированным в летописях, Видбеск (Витебск) был основан княгиней Ольгой в 974 году. Название город взял у реки Витьба. Город занимал стратегическое место на пути "из варяг в греки". С 1021 года Витебск принадлежал Полоцкому княжеству, а в 1101 - центр удельного Витебского княжества. В ХIV веке город вошел в ВКЛ. Магдебургское право на самоуправление город получил в 1597 году, но в 1623 году Витебск лишили привилегий после бунта против полоцкого униатского архиепископа Кунцевича. Известно, что Витебск входил в состав Псковской губернии с 1772 г. С 1776 г. - Полоцкой. И только в 1802 году на территории нынешней Беларуси появилась Витебская губерния с центром в Витебске.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter