В поисках утраченного

По узким гродненским улочкам, брусчатым мостовым можно ходить до бесконечности. Здесь всё дышит историей...
По узким гродненским улочкам, брусчатым мостовым можно ходить до бесконечности. Здесь всё дышит историей. А когда открываешь дверь величественного храма, будь–то Фарный костел или Коложская церковь, хочется надолго здесь задержаться, постоять, подумать... Ведь могли же наши предки много веков назад построить такие удивительные по архитектуре памятники, что и сегодня от них глаз не оторвать.

Но сегодняшнее ретропутешествие мы с вами совершим не по старинному городу, а по глубинке Гродненщины. Произвольно выберем маршрут, например Гродно — Мир, чтобы в течение дня с наслаждением преодолеть две с половиной сотни километров. Вначале сделаем остановку в Большой Берестовице. Горпоселок, отметивший в прошлом году 500–летие, заметно похорошел. На центральной площади возвышается костел кармелитов — здание в стиле барокко, построенное в 1620 году, только ждет реставраторов. Еще несколько лет назад в Большой Берестовице объявили сбор средств на ремонт, однако пожертвования пока не могут покрыть и сотой части требуемых денег. Но здесь не оставляют надежду, что к 400–летнему юбилею храм преобразится.

Едем дальше. Перед Волковыском повернем направо, в Гнезно. У деревни — богатейшая история, ее «сердце» — Михайловский костел. Он был построен в 1527 году, последний раз реставрировался в 1930–м. Даже в теплое время года за массивными стенами из красного кирпича ощущается прохлада, поэтому прихожане, идя на службу, одеваются тепло. Архитектура отлично сохранившегося до наших дней костела — это сочетание готики с элементами ренессанса. Удивительно, но вблизи прямоугольное однобашенное здание не так впечатляет, как издали, — на расстоянии оно «вырастает».

Остались позади Волковыск, Зельва. Шоссейный указатель — Сынковичи. На первый взгляд, обычная деревенька, где есть и добротные дома, и пустующие хаты. Но наш путь лежит дальше, на окраину, где стоит церковь. Кстати, уже само ее расположение удивительно, ведь обычно храмы строились в центре населенных пунктов. Но если присмотреться, то церковь находится как бы на острове. «Это теперь здесь луг, а раньше с трех сторон здание окружала вода, — говорит настоятель церкви отец Арсений. — Еще одна часть была обращена к пространству». Каменный исполин впечатляет: фронтон, четыре восьмигранные башни по углам, двускатная крыша, двухметровые стены, в которых видны узкие окна–бойницы. Крепость! По винтовой лестнице вместе с отцом Арсением поднимаемся на верхний ярус. Каменные ступени крутые, приходится прислоняться к холодной стене. «Экскурсоводу» к этому не привыкать: он любит гостям не только рассказывать, но и показывать. На «чердаке» лежат толстенные балки, так что здесь особо не погуляешь. Задержались у бойниц, откуда защитники крепости выливали на головы осаждающих кипяток. Тут же и ниши, где находились лучники. Здание оборонного типа было построено до того, как стали применять огнестрельное оружие.

Отец Арсений давно увлекся историей Сынковичской церкви (кстати, храмов такого типа в Беларуси только два, считая Маломожейковскую церковь).

— Я много раз ходил вокруг здания, молился, просил: «Господи, укажи мне, когда зодчие построили эту крепость», — и я нашел на стене цифры, — увлеченно рассказывает отец Арсений. — Дата выложена, если хорошо присмотреться, из кирпича...

Это число 302. По версии настоятеля храма, так сокращенно зодчие указали год постройки — 1302. Значит, уже прошло 700 лет? Впрочем, об этом пусть спорят историки. А в нынешнем году, в сентябре, в Сынковичах отметят 600–летний юбилей церкви. Ожидается приезд гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Но посмотреть на эту святыню люди едут и теперь, были даже туристы из Австралии, Японии, Канады, Сингапура. Где еще увидишь в центре Европы такую архитектуру, где соединились художественные течения Запада (готика) и Востока (византийская традиция)?

Хотя, конечно, внутри храма все очень скромно. Когда–то там был превосходный иконостас, в лихие времена его вынесли, разбили и сожгли. Потом помещение приспособили под зернохранилище — для соседней фермы так было удобно. В 90–х годах прошлого века церковь вернули верующим, но толкового ремонта не сделали, а стены покрыли... масляной краской. «Уж лучше бы побелили мелом», — сетует отец Арсений.

В Сынковичах между тем ждут ремонта. Гродненский областной Совет депутатов утвердил программу сохранения и развития памятников культуры на 2007 — 2010 годы, в числе первоочередных объектов и эта церковь.

Впечатлений — море. Но уже через 15 километров их становится еще больше. В Жировичском монастыре и одного дня мало, чтобы сполна прочувствовать историю. Можно часами стоять у чудотворной иконы Жировичской Божией Матери, которую почитают и православные, и католики. Здесь расположена Минская духовная академия и семинария.

Следующая остановка — в Новогрудке. Борисоглебская церковь — один из старейших памятников города, построена почти пятьсот лет назад. В криптах святыни проводились захоронения магнатов Хрептовичей, о чем говорит вмурованная в одну из стен таблица. К порогу храма, как гласит легенда, приходил Адам Мицкевич, чтобы поблагодарить Бога за спасенную в детстве жизнь. К этому событию поэт часто возвращался в поэме «Пан Тадеуш».

Костел Михаила Архангела — еще одна достопримечательность бывшей столицы Великого княжества Литовского. Построенный в 1624 году, через два века он пережил реконструкцию в стиле классицизма. В 1903 году благодаря стараниям тетки Адама Мицкевича Марии Горецкой в одну из стен костела ночью тайно вмуровали мраморную табличку со скульптурой поэта. Во время войны фашисты хотели снять памятный знак, но горожане успели его спрятать. Теперь он хранится в музее Мицкевича — еще одно место в Новогрудке, которое стоит посетить. И конечно, я нашел время, чтобы подняться на Замковую гору. От бывшего замка–крепости, имевшего семь башен, мало что осталось: во времена Северной войны первой половины XVIII века он был сильно разрушен.

Путешествие завершаем у стен Мирского замка. Построенный пять столетий назад, он за годы лихолетья нашей истории почти не изменил облика. Сегодня он занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и переживает нынче вторую молодость. А с завершением реконструкции, можно не сомневаться, привлечет туристов.

Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter