В поисках утраченного

Запах кулис, театра для многих из нас — запах из детства...
Запах кулис, театра для многих из нас — запах из детства. Не важно, когда мы впервые его почувствовали и где это происходило — в столице или в маленьком местечке, куда чудом по бездорожью забрела столичная труппа энтузиастов. Запах этот в любом случае ассоциировался с чем–то иным и ему не было места в скучной повседневности, в быту.

Театральная жизнь закипела в Беларуси в XVIII веке. Именно тогда были основаны многие частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в поселке Альба под Несвижем была сыграна комедия «Дасцiпнае каханне» — ровно на десять лет раньше, чем появился первый спектакль в Ярославле, в театре Федора Волкова.

В губернских городах Белоруссии построили зимние и летние театры. Центральная фигура в этом движении — Винцент Дунин–Марцинкевич. С 40–х годов XIX столетия он начал создавать белорусскую драматургию и национальный театр. Творческие поиски драматурга завершились постановкой в Минске спектакля «Сялянка» на его же либретто, музыку написал замечательный композитор Станислав Монюшко. А первая артистическая труппа была создана в Минске лишь в 1846 году актером Вержбицким. Она стала первоосновой постоянного Минского городского театра, который располагался на Соборной площади. Под зрительный зал был оборудован второй этаж. Но представления здесь давали нерегулярно. В 1847 — 1851 годах они проходили в ратушном театре, позже — в зале Дворянского собрания. Отсутствие своего помещения создавало массу неудобств, не позволяло держать хорошие декорации, костюмы. А в 1884 году театр, как известно, сгорел...

Инициатором постройки нового здания театра выступил губернатор князь Трубецкой. По его мнению, театр «мог служить такой же школой, таким же орудием нравственного воспитания, как и учебные заведения». В 1890 году архитекторами Введенским и Козловским здание нового театра было представлено публике. Теперь это главный театр страны, который все называют Купаловским. Его торжественная закладка прошла 26 июня 1888 года (по старому стилю). Великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна, как отметил историк А.Смородский, бросили на место фундамента несколько золотых монет и положили на них по первому кирпичу. Протоиерей Петропавловской церкви Смолич отслужил молебен. Губернский театр открылся 5 июня 1890 года. Второе рождение театра как Белорусского государственного произошло в 1920 году.

Минская сцена в то время принимала лучшие петербургские и московские труппы, целое созвездие артистов, среди которых Савина, Федотова, Долматов, Комиссаржевская, Варламов, Южин, Петипа... Зрителям посчастливилось наблюдать за творческими исканиями режиссера–новатора В.Мейерхольда, который в 1908 году поставил на сцене губернского театра пьесу А.Блока «Балаганчик».

Не отставал и Витебск. Первый драматический театр здесь появился в 1926 году и назывался Белорусский государственный театр–2. В труппу вошли выпускники Белорусской драматической студии, которые получили профессиональное образование в Москве. Театр открылся постановкой пьесы Александра Бека «У мiнулы час». На премьере присутствовали Янка Купала и латышский поэт и общественный деятель Янис Райнис. Поздравления по поводу премьеры прислали Змитрок Бядуля и Якуб Колас. Показ был закрытым. Однако уже на следующий день, 22 ноября, был дан первый спектакль для горожан — «Сон в летнюю ночь» по пьесе У.Шекспира. В составе первой труппы БДТ–2 играли артисты, которые потом прославились на всю огромную страну, получили звания народных артистов СССР — Стефания Станюта и Александр Ильинский.

Сегодня улица Ильинского в Витебске — рядом с театром, над рекой, где двинский причал. Проходя по ней, не каждый полюбопытствует, кто дал ей свое имя. Сам Александр Ильинский родился в г.п. Мир, прожил на свете 64 года, но навсегда вписал свое имя в историю белорусской культуры. Как вспоминает поэт Давид Симанович, Александр Константинович был настоящим премьером театра: «Да что там премьером! Королем сцены, которому зритель, как другу, верил, оценивал самой высокой мерой каждый образ, каждую роль». Среди наиболее известных ролей Ильинского — Нестерка (именно он стал первым исполнителем этой знаковой роли для витебского театра) и Тевье–молочник.

Удивительно богата и театральная история небольшого городка Рогачева, который кое в чем может поспорить с Витебском за звание «маленького Парижа». Именно так назвал Рогачев декабрист Никита Муравьев во время посещения города в 1863 году.

Рогачев — родина многих талантливых людей. Отсюда родом Константин Санников — белорусский режиссер, актер и педагог, народный артист БССР, артисты Лариса Федченко и Владимир Говор–Бондаренко, кинооператор и критик Александр Гинзбург, драматург и поэт Самуил Галкин. Рогачевщина дала белорусскому искусству художника Константина Завишу, автора картин «Старый Минск», «Минский дворик», «Осенний мотив» и других.

Еще в 1912 году здесь был построен театр на 500 мест — один из самых крупных в регионе. Он стал центром, где собирались городская интеллигенция и просто ценители искусства. Название театра «Модерн» вполне отвечало духу времени. Впрочем, и сегодня понятие модерна, новизны не утратили своей актуальности — в театре зритель по–прежнему хочет удивляться и видеть нечто доселе невиданное.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter