В поисках утраченного

Виленская, она же Доминиканская, она же Соборная, она же Гинденбург–штрассе и, наконец, Советская... Свое самое первое название эта гродненская улица получила потому, что вела от рынка на Вильно — самое ходовое направление того времени для глубоко провинциального городка...
Виленская, она же Доминиканская, она же Соборная, она же Гинденбург–штрассе и, наконец, Советская... Свое самое первое название эта гродненская улица получила потому, что вела от рынка на Вильно — самое ходовое направление того времени для глубоко провинциального городка.

В наше время по Советской улице транспорту ездить запрещено. Разве можно спешить там, где даже время остановилось? Разве можно кататься по музею на велосипеде? Но вот что удивительно: несмотря на запрет, именно она, а не широкие транспортные магистрали, остается самым востребованным местом у горожан. Хотя вряд ли они расхаживают вдоль старинных домиков, каждый раз напоминая себе: «Это здание стоит здесь уже четыре столетия, а это — три. Здесь, в квартире над «Оптикой», два года жил у своего соратника Милевича Кастусь Калиновский, а на этом месте стоял доминиканский костел, который был разобран властями в наказание городу за то, что учащиеся из расположенной рядом гимназии участвовали в восстании 1863 года». Скорее всего, сюда просто магнитом притягивает светлая энергетика старины, которая не знала квартальных планов, урезанных премиальных, выбитых в автомобильных пробках фар и многих других «прелестей» современной жизни, напоминающей бег по кругу с нарастающим ускорением. Кто–то из теоретиков физики утверждал, что течение времени напоминает строй шагающих в ногу, глядящих друг другу в затылок людей — и так до конца положенного срока. Но если постараться вырваться из выделенной тебе вечностью ячейки, то можно встать в стороне и увидеть всю картину мира целиком: от начала до конца времен. Утопия? Согласна. Но именно на Советской улице в Гродно мне иногда кажется, что я покинула будничную шеренгу сырой зимы. Высеченная из камня машина времени...

А ведь то, что этот милый старинный уголок выжил, не превратился в шумный и широкий проспект с безликими, но высокими домами по обочинам, иначе как чудом не назовешь. Старожилы вспоминают, что после войны, когда практически все города БССР были перестроены заново в духе соцминимализма, власти решили: пора покончить и с гродненским мещанством в архитектуре — мощеными улицами и купеческими зданиями. На месте «неформатной» улочки, помнящей еще сточные канавы, кареты и крестьянские обозы, должна была появиться стандартная магистраль. Были даже сделаны первые шаги: разобрано несколько домов, а на их месте построили новые... только метров на сто глубже остальных — с учетом того, что улица будет расширена. Побывавшие в Гродно наверняка вспомнят современный Дом профсоюзов, кинотеатр «Гродно» и универмаг «Неман». Из всех тех зданий, которые сейчас стоят на Советской, только им советские архитекторы предрекали долгую жизнь. Сейчас сложно судить о том, что повлияло на отмену того решения. Может быть, не поднялась рука, а может, просто снос и постройка на практике были делом, более хлопотным и дорогостоящим, нежели казалось при первом взгляде на рисунки генплана. К слову, современные гродненские архитекторы — с согласия городских властей — уже давно подготовили проект реконструкции Советской улицы, предполагающий возвращение довоенного облика: с псевдофасадами разрушенных зданий. Но пока проект пылится в ящике стола: восстанавливать утраченное тоже хлопотно и дорого.

Исследователь истории гродненской архитектуры Игорь Трусов рассказывает, что Советская улица — свидетель расцвета города в XVIII веке (именно тогда здесь были построены многие здания, оставшиеся по сей день): «Король Ян III Собеский в 1673 году поддался на уговоры шляхты и провел во время Варшавской конференции постановление о том, что каждый третий сейм Речи Посполитой должен проходить в Гродно. Первые десять лет для архитектурной истории города прошли практически незаметно, но уже в начале XVIII века произошло чудо. Несмотря на катастрофическое общее состояние экономики в ВКЛ, именно в это время почему–то только в Гродно — не в Вильно, Бресте, Могилеве, Новогрудке и не в Полоцке — начался строительный бум. В небольшом городке с населением не более 6 тысяч человек в первой половине XVIII века было возведено более 40 магнатских резиденций: палат, дворцов, каменных домов. Правда, строились они только как объекты выгодной сделки во время гродненских сеймов. Кстати, арендовать в это время самую неприглядную комнатенку с ворохом соломы вместо постели стоило восемь злотых, большие деньги — об этом вспоминал прусский посол сейма Шлеемюллер. За арендную плату, которую брал со своих квартирантов владелец домов, расположенных на отрезке, занимающем половину современной Советской улицы, пан Александрович в считанные годы смог построить еще несколько домов!»

После того как сейм перестали проводить в Гродно, улица не растеряла свой высокий статус. К концу XIX века она стала центральной торговой артерией города. Здесь находились лучшие магазины, а также отели, которых только на Советской улице (в то время Соборной) было множество: «Коммерческий», «Петербургский», «Немецкий», «Московский», «Славянский». А к началу ХХ столетия рядом с привычными вывесками вроде «Магазин», «Гостиница», «Нотариус», «Ремонт обуви» появились призывные надписи иллюзионов (так назывались кинотеатры) и фотомастеров. Новинки сразу же стали пользоваться у гродненцев бешеной популярностью. Гродненский краевед Александр Гостев скопил целую коллекцию рекламных плакатов с объявлениями о предстоящих киносеансах, проспектов и входных билетов, а также два альбома со снимками, сделанными местными фотографами на стыке XIX и XX веков.

Как и сейчас, мастера старались подобрать себе комнатку на главной улице города, чтобы не ощущать нехватки клиентов. Здесь же, на Соборной, находились и книжные магазинчики, служившие заодно и библиотеками, в которых за умеренную плату можно было взять томик домой. В то время улица была источником самых разнообразных предложений и невинных соблазнов. «Вы хотите кресла (фото, ботинки, шляпку и так далее...)? Их есть у меня!» — зазывали многочисленные еврейские торговцы. А уж отбоя от клиентов на центральной улице, сменившей за время своего существования пять названий, не было и нет со времени ее создания. Уже семь веков!

Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter