В поисках утраченного

Ну что ж, господа–читатели, в последнем месяце уходящего года принято подводить итоги и мы не станем нарушать эту славную традицию...
Ну что ж, господа–читатели, в последнем месяце уходящего года принято подводить итоги и мы не станем нарушать эту славную традицию. Благодарим всех, кто прислал в адрес проекта «В поисках утраченного» свои воспоминания, фотографии и открытки. Да и просто мимоходом высказал добрые слова авторам материалов... Собственно, благодаря вашему пристальному вниманию нам и вам стало понятно: утраченное возвращается, когда его ищут всей страной!

Честно признаться, мы сами слегка растеряны: казалось бы, уже все города и веси Беларуси, сумочки и шляпки соотечественников, магазины и бакалейные лавки, слободки и рынки были упомянуты и проиллюстрированы на страницах нашей газеты... Считаем вместе. Почти за 3 года существования проекта было опубликовано около 120 очерков–эссе и около 700 редчайших открыток с видами местечек и городов нашей Родины! А поток писем, как и темы в них, неиссякаем! Просьбы — сплошь на уровне открытия музея в том или ином населенном пункте! Кстати, известный коллекционер Владимир Лиходедов за этот год открыл несколько экспозиций своих раритетов в краеведческих музеях и школах Беларуси. Но, что самое интересное, его коллекция продолжает расти: Владимир Алексеевич как грамотный маркетолог и энтузиаст своего дела не упускает ни одной открытки с видами нашей Родины ни на одном европейском аукционе! Как видите, поиски утраченного продолжаются!

Сегодняшняя публикация – это цитаты из наиболее интересных, на наш взгляд, писем читателей «СБ». Почему цитат? Потому, что, в принципе, на все письма редакция отвечает сразу, и на эти в том числе. Но данную корреспонденцию мы решили еще и проиллюстрировать не опубликованными доселе открытками...

«Если есть фото пожарных депо в Минске, то опубликуйте их, пожалуйста. На Городском Валу и сейчас стоит дом, в котором жила и работала команда огнеборцев в прошлых веках. Здешняя команда обслуживала население только центральной части города, а в 100–тысячном Минске на рубеже столетий существовало всего две дружины пожарных: городская пожарная команда и минское вольно–пожарное общество. На крыше здания «пожарки», которое ныне стоит на Городском Валу, горело ярко–красным цветом четверостишие В.Маяковского «С огнем не шути — сгореть можно. С огнем обращайся страшно осторожно...»

Этакая агитка в духе советского времени. Впрочем, эти электрические буквы в середине ХХ века из–за отсутствия рекламы в нынешнем понимании были самым ярким местом в нашей столице...»

Светлана И., Минск.

«В 1920 году в деревне Сосновка Витебского уезда был открыт санаторий по лечению туберкулеза легких. Из губернского масштаба он вырос в санаторий союзного значения и являлся таковым до 1991 года. С 2005 года — больница. Санаторий организовали в поместье пана В.Шаверновского (в иных документах — Шаварновский). Из архивных документов известно, что «30 августа 1920 года фотограф Славин был послан для съемки и дальнейшего размещения информации об открытии санатория в «Витебских губернских новостях». Если это возможно, помогите нам отыскать этот снимок.

И еще. У нас живет столетняя бабуля. Родилась она в Самарской губернии. Она рассказывала о каких–то кровавых событиях в Самаре, когда вырезали много местного населения в начале ХХ века. После этого ее семью эвакуировали в Витебск. Что это за события, в которых участвовали русские и татары, наши историки затрудняются ответить. Может, кто из читателей «СБ» знает?»

Нина Ларькова, библиотекарь, д.Сосновка, Витебская обл.

«Хочу рассказать об одном эпизоде. Как–то в «СБ» были опубликованы чудесные рождественские открытки прошлых веков. На одной из них была видна витиеватая подпись: «Поздравляю глубокоуважаемую Ольгу Ивановну...» Когда я прочла, мое сердце дрогнуло: родную тетю моей покойной матери тоже звали Ольгой Ивановной. Я тотчас же достала из семейного альбома фотографию миловидной женщины и посмотрела на обратную сторону снимка, где был написан текст письма. И пришла к выводу, что писала одна рука... Открытку подписала подруга маминой тети Мария в 1903 году из Могилева! Кажется, она училась в гимназии. Их переписка продолжалась до 1914 года...

Возможно, я — не профессионал и ошибаюсь. И эти тексты писали разные люди. Главное то, что обе Ольги Ивановны, женщины той далекой эпохи, были прекрасными людьми, раз им были адресованы слова любви и уважения. И это обстоятельство согревает душу, потому что думаешь, как же повезло нашей маме с такой хорошей родней... Замечу, что мои родители — простые люди, из деревни. Отец служил псаломщиком в местной церкви в Оршанском районе. По материнской линии деды и прадеды получили образование еще до революции, но о них мне ничего, увы, не известно. И документального подтверждения, как в случае с Ольгой Ивановной, у меня нет».

Клавдия Щербакова, Слоним.

«С большим удовольствием читаю материалы рубрики «В поисках утраченного». Сохранил все публикации с самого начала проекта. Возможно, в вашей коллекции есть фото местечек Калинковичи, Домановичи, Юровичи Речицкого уезда, Озаричи Бобруйского уезда. Можно ли приобрести ксерокопии для нашего краеведческого музея?»

Владимир Лякин, Калинковичи.

«Внимательно читаю все материалы рубрики. Особенно когда рассказывают об исторических памятниках Полоцка. Смею заметить, что до сих пор на страницах рубрики не было ни одного упоминания о таком значительном историческом памятнике, как Бельчицкий Борисо–Глебский монастырь. Ведь он был основан еще в ХII веке и являлся резиденцией полоцких князей... Монастырь до нашего времени не сохранился, но известно, что Борисоглебская и Пятницкая церкви существовали еще в конце ХIХ века... Если в коллекции Лиходедова имеются их фото, то их нужно обязательно опубликовать».

С уважением, Викентий ЦЫГАНКОВ, Новополоцк.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter