В поисках утраченного

Название улиц часто зависит от зигзагов эпохи...
Название улиц часто зависит от зигзагов эпохи. Вот минская улица Преображенская — нынешняя Интернациональная — имела названия согласно времени, ее даже членили... Например, одну из ее частей называли Тюремной, т.к. известный тюремный замок — ныне СИЗО N 1 — расположен аккурат на горе, там, где начиналась улица. В иные времена улица носила название Зборовская. Другая ее часть, за перекрестком, у здания присутственных мест (ныне здание облпрофа), первоначально называлась Валоцкой, позже Крещенской, потом Октябрьской... Нынче вся улица носит имя Интернациональная.

В губернском Минске улица Преображенская получила название от Свято–Преображенского храма, при котором существовал женский монастырь. Напомню читателям «СБ», что православный храм размещался в стенах бывшего римско–католического костела бенедиктинцев, построенного в 1633 году. На Преображенской строили свои доходные дома купцы, финансисты, фабриканты. Здесь имели свои конторы и дома известные минчане своего времени: банкир Лурье и купец Ельский. Такой, какой мы видим ее сегодня, она стала складываться лишь в конце ХVIII века: каменные 2–этажные строения, балкончики с лепниной, брамы из литого витого чугуна... Среди строгой элегантности доходных домов под одной крышей тогда особо выделялось банковское здание Хаима Лурье, построенное в стиле модерн за год до начала Первой мировой войны.

Представляете, напротив сегодняшнего кинотеатра «Победа» совсем недавно, каких–нибудь 80 лет тому назад, располагались гостиницы «Мачиз» и «Петербуржская» с ресторацией и колоритными швейцарами у входов. Первая гостиница была разрушена во время последней мировой войны, а во второй в послевоенный период разбили пресловутые коммуналки, в их длиннющих коридорах дети катались на велосипедах! Жители говорили, что поначалу долго не могли наладить свой быт, чувствовали себя, как в музее. А 20 лет тому назад в этом доме существовало культурно–просветительское училище, а на первом этаже — уютное кафе «Отдых», нынче — «Пан хмелю». Я помню время, когда днем с верхнего этажа дома доносились классическое пение и звуки рояля — репетиция по вокалу студентов, а вечером — утонченный джаз из кафе...

Когда-то фабрикант Виленчик имел несколько домов на этой улице. В одном из них обосновалась государственная женская гимназия (наподобие Смольного института благородных девиц). Девушек учили светским манерам: поклону, реверансу, вокалу и т.д. И только после курса «церемоний» им разрешалось приступать к учебе. Эту гимназию окончила знаменитая белорусская актриса Стефания Михайловна Станюта. А через некоторое время на этом месте был построен не менее известный всем минчанам городской родильный дом на улице Володарского.

...Рядом со зданием городской тюрьмы находилась каретная мастерская Лейбмана. В ней изготавливали и ремонтировали экипажи всех типов. Кстати, на квартире Клячкина и Вигдорчика в 1879 году состоялось нелегальное собрание, на котором присутствовал легендарный революционер Георгий Плеханов. От пребывания в Минске у него осталось неприятное впечатление: жил он в местной гостинице без комфорта, спал на твердом тюфяке. Словом, не приглянулась «продвинутому» интеллигенту XIX века наша столица.

Двухэтажный дом купца Поляка служил городу театром. В нем ставились пьесы Винцента Дунина–Марцинкевича, в которых играл сам автор. Тут гремели благодарные овации, здесь были познаны минуты радостного вдохновения, славы и счастья многими заезжими актерами и музыкантами. Станиславом Монюшко — в том числе. Счастливое содружество талантливых драматурга и композитора подарило минским зрителям и слушателям первую белорусскую комическую оперу «Сялянка», которую «реанимировал» в начале 90–х режиссер Николай Пинигин на сцене Купаловского театра. Без особой на то причины этот дом был разрушен и снесен в 1994 году.

На крутом спуске к Свислочи, на бывшей Валоцкой улице сохранился двухэтажный дом в стиле классицизма. Это первая в Минске публичная библиотека имени А.С.Пушкина, «дзе спеюць веды i розум». А рядом дом под вязами — образец усадьбы ХVIII века — дворянское гнездо рода Ваньковичей, один из которых прославил его своим мастерством и талантом. Валентий Ванькович — художник, родившийся и скончавшийся по удивительному совпадению в одно и то же число, прожил недолгую жизнь и оставил миру два удивительных портрета своих современников — великих поэтов Адама Мицкевича и Александра Пушкина.

Что ни говорите, а посчастливилось улице Интернациональной: ей среди немногих улиц Минска удалось прожить долгие столетия и предстать перед новым поколением хоть изрядно претерпевшей, но живой и узнаваемой.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter