В поисках утраченного

Практически незамеченными прошли две минские даты: 100 лет назад в городе появилось первое такси...
Практически незамеченными прошли две минские даты: 100 лет назад в городе появилось первое такси. Городская управа выдала разрешение «на перевозки по способу «такси» владельцу 6–местного «Мерседеса» мещанину Н.Федорову». Первый же выезд новоявленного таксиста обернулся событием — первой в истории города автомобильной катастрофой! Нерадивый шофер не вписался в абсолютно свободную от прочего транспорта городскую улицу и въехал в столб. Первые пассажиры первого же такси получили серьезные увечья. Было это на улице Подгорной — неподалеку от нынешнего Дома офицеров. Современные остряки предлагали даже поставить на этом месте памятник. Впрочем, на фоне многочисленных катастроф, которые случаются в столице ежедневно, первая городская «Антилопа–гну», висящая на столбе, выглядела бы наивно...

Так что «премьера» такси вышла неудачной. Хотя и примечательной: в провинциальном Минске эта услуга появилась на три года раньше, чем в первопрестольной. И въехал мещанин Федоров вовсе не в фонарный столб, а в историю — как один из первых таксистов Российской империи.

Неудачный такси–дебют не слишком переменил жизнь города. Единственным общественным транспортом Минска по–прежнему оставалась конка. Так получилось, что свернула городская управа «не на те рельсы», — еще в 1887 году, в год подписания концессии на конку, могла ведь о трамвае задуматься. По многим европейским городам они уже позвякивали. Исследователь истории городского коммунального хозяйства Владимир Киселев утверждает, что в ту пору представители одной западной электротехнической компании вели переговоры с мэрией об установке в городе электроосвещения и оборудовании конки электрической тягой. Но победила сила слова — городские власти уже подписали концессию с конкой. Вот и катался город на «костоломке» — иначе ее горожане и не называли. Слишком часто она сходила с рельсов. Чтоб подняться на Соборную площадь или Троицкую гору, пассажирам приходилось идти пешком, иногда и вагон подталкивать — лошади не справлялись.

Город мечтал о трамвае. Но городские власти были связаны условиями концессии. Газеты наполнялись гневными статьями о том, что, когда все города уже ревут моторами и звенят трамваями, над Минском витает лишь образ древней конки. Мечта могла стать реальностью уже в 1913 году — царское правительство утвердило проект инженера Корзана о строительстве трамвая в Минске. Но... вскоре началась Первая мировая.

И трамвай поехал по столичным улицам лишь в 1929 году. Впрочем, это только в Минске такая заминка вышла. Прочие города были порасторопнее: впервые в нашей стране трамвай «зазвенел» в Витебске. По счастью, городские власти не успели подписать концессию с конкой, и франко–бельгийский трест трамваев и электричества организовал трамвайное движение в городе над Двиной уже в 1898 году.

Таксисты снова объявились в Минске лишь перед Первой мировой, а грузовик в 1911 году в Минске был всего один — на обойной фабрике Кантаровича в Раковском предместье.

В 1912 году через город прошел пробег военных автомобилистов. В их честь городские власти устроили прием, а горожане практически сутки разглядывали автомобили, стоявшие неподалеку от Соборной площади. В том же году случилась и еще одна примечательная для автомобильной жизни города дата. Первый угон. У городского купца Шендеровича был угнан недавно приобретенный дорогущий «Мерседес». Купец поплакал–поплакал, да и отправил своего приказчика в Петербург за новым авто. Можете представить удивление купчины, когда из столицы прикатился к нему... его же автомобиль! Так что у автомобильной преступности такая же почтенная и разнообразная история, как и у самого авто.

Настоящий автомобильный бум в городе случился с началом Первой мировой. Сначала царь Николай II посетил город. Позже появилось много военных и, конечно, авто. Столько техники узкие минские улочки еще не видали. Все городские лошади были до смерти напуганы ревом моторов и выхлопами.

С тех пор жизнь Минска уже неразрывно и, наверное, навсегда связана с автомобилем. Всего–то один автомобильный век, а что он сделал с нашим городом! Все больше расползаются, отвоевывая тротуары, дороги. А наша жизнь все больше наполняется ожиданием — когда же, наконец, «прорвется» очередная пробка.

Автомобиль по–прежнему, как бы мы ни хотели сделать его простым средством передвижения, остается статусным атрибутом. И каждое новое авто — новый этап в жизни автомобилиста. Может быть, поэтому по минским улицам ездит так много красивых и дорогих машин? И если первые автомобили больше походили на экипажи без оглоблей и с мотором, то современный автомобиль может все. Только что за пивом сам не сходит.

На минских улицах все труднее припарковаться — полку собратьев–автомобилистов прибывает в геометрической прогрессии. Они другие, современные авто — стремительные, порой агрессивные, функциональные и оборотистые. В них есть все, кроме... романтики. Кроме той музыки, которая звенела в словах «лимузин», «ландо», «фаэтон». Они были созданиями своего неспешного времени. А дамы могли кататься в кабриолетах в широкополых шляпах и длинных газовых шарфах (если не брать в расчет трагедию Айседоры), не опасаясь потерять их сразу же по отправлении. Может, только поэтому современная женщина и не носит шляпу?

И почему–то вспоминая об этих тяжелых, неповоротливых и невероятно элегантных первых средствах передвижения, так и напеваются строки Окуджавы:

«А все–таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,

Хотя б одного, и не будет отныне — а жаль...»

Мы не Москва, конечно, но все равно порой жаль...

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter