В поисках утраченного

Сегодня это трудно представить, но совсем недавно — каких–то 15 — 20 лет назад — название «Жировичи» вызывало в сознании отечественного обывателя некий атеистическо–мистический страх...
Сегодня это трудно представить, но совсем недавно — каких–то 15 — 20 лет назад — название «Жировичи» вызывало в сознании отечественного обывателя некий атеистическо–мистический страх. Ну как же: это ведь то, что нельзя, запрещено, лучше и не приближаться. Одним словом — монастырь и монахи, никак не вписывающиеся черным облачением и длинными бородами в светлый образ крепкого, уверенного в себе, жизнерадостного современника. Хотя, как оказалось, еще вопрос — кто из них крепче и увереннее.

Но пришло время, и душный кокон замалчивания треснул. Среди прочего знаковым событием стал визит Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего 18 — 20 мая 2002 года Беларусь и жировичскую обитель. Помню, тогда стечение народа потрясало мое не привычное к подобным зрелищам воображение. В Барановичах, где Святейший делал остановку, видимо, весь город от мала до велика собрался, чтобы лицезреть священников. То же самое в Слониме. В самих Жировичах служители порядка вынуждены были перекрыть доступ в храм, иначе, не ровен час, просто передавят друг друга. Огромное количество паломников осталось смиренно стоять за милицейским оцеплением, не теряя надежды прикоснуться к живительному источнику духа и духовности. Наконец дождались: стало — можно. И это воодушевляло людей больше всего.

Ансамбль Жировичского Свято–Успенского мужского монастыря — памятник архитектуры XVII — XVIII столетий и включает: Успенский собор (1650 год), Крестовоздвиженскую церковь (1769 год), Богоявленскую церковь (1796 год), здание семинарии (XVII — XVIII вв.), жилые и хозяйственные корпуса. Возник он благодаря стараниям казначея Литовского княжества боярина Солтана Александровича. Именно в его владениях, в Жировичах, среди обширных лесов, явилась икона, изображавшая Богоматерь с младенцем. Временем обретения указывается 1470 год, с этой датой связывается и возникновение самой Свято–Успенской обители. Интересный факт: есть сведения, что в подорожной грамоте, выданной Солтану королем польским и великим князем литовским Казимиром Ягайловичем, отмечается, что боярин принадлежит к православному вероисповеданию.

Всякого выпало на долю монастыря. Разные хозяева сменяли друг друга. Во время Первой мировой войны церковное имущество из Жировичей даже перевезли в Москву и поместили в подвалах собора Василия Блаженного, а монастырский архив отправили в Новороссийск. В оккупированных Жировичах немцы заняли помещения под казармы, изрубили на дрова иконостас Никольского храма, многое разрушили. Но в бытность настоятелем архимандрита Тихона (Шарапова), в начале 20–х годов прошлого века, чудотворная икона вернулась из Москвы в Беларусь. Архимандрит привез ее... в баночке с вареньем. Ныне небольшой по размеру образ Пречистой Девы Марии, Матери Божией, чудесным образом изображенный на камне, — одна из главных духовных святынь народа, находится в Успенском соборе монастыря. Было еще в Жировичах свое Евангелие — белорусский рукописный памятник XV века.

Жировичи, безусловно, в Беларуси место сколь славное, столь и легендарное. Как в далеком прошлом, так и в новейшей истории. Одно имя схиархимандрита Митрофана уже делало обитель центром притяжения для верующих и страждущих. Старец и души врачевал, и, говорят, физические недуги исцелял. Не стало отца Митрофана в начале этого года, о чем очень многие продолжают глубоко сожалеть как о невосполнимой утрате. И, конечно же, Жировичи — один из авторитетных современных духовно–образовательных православных центров. Но когда–то сама деревня считалась все же малоизвестным местом. В отличие от недалеко расположенного Слонима.

Впервые Слоним упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом как Услоним (в 1255 году — Вслоним). Входил в состав Великого княжества Литовского. В XIV — XV столетиях сформировалась основная застройка города. Сейчас в Слониме действует несколько православных храмов: во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского, храм в честь Святой Троицы (XVI век), строятся домовой храм Духовного училища во имя святого благоверного князя Александра Невского, Спасо–Преображенский собор — его посетил Святейший Патриарх во время визита в Беларусь. В Слониме при Свято–Афанасьевском храме организовано сестричество во имя святой праведной Софии, княжны Слуцкой. Сестры помогают больным, проводят беседы и лекции с участием священников, организуют концерты в детском доме и на предприятиях. Студенты духовных академии и семинарии проводят «уроки доброты» в младших и «уроки нравственности» в средних и старших классах средних школ, в медицинском училище, детском доме, детских садах. Так что сегодня уже надо говорить не столько об утраченном, сколько о воссозданном и о перспективе дня завтрашнего.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter