В поисках утраченного

В ХVII веке, после очередного пожара деревянный Менск уступил место каменному. И вырастал Менск каменный, подняв к небу свои шпили, купола и башни. С этих времен архитектурный облик города приобретает новые черты...
Каждый город имеет свою историю развития, независимую от планетарных событий. После Брестской церковной унии 1596 года купола православных храмов Низкого рынка сменили башни и шпили католических костелов Верхнего города. С этого времени он стал формироваться как новый центр, хотя селились люди на землях верховья с ХII века.

В ХVII веке, после очередного пожара деревянный Менск уступил место каменному. И вырастал Менск каменный, подняв к небу свои шпили, купола и башни. С этих времен архитектурный облик города приобретает новые черты. Если Низкий рынок был застроен церквами во славу Господа и в честь православных святых, то Верхний город во времена Речи Посполитой прославлял Деву Марию и своих святых в костелах и монастырях различных орденов: францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, базилианцев, бенидиктинцев, кармелитов, рохитов... Возможно, кому–то такое соседство религий покажется странным, но в Беларуси было принято уважать любое вероисповедание. Правда, история хранит и иные события, которые нынче именуются как отдельные случаи.

Давайте мысленно пройдемся по историческому центру города. Рядом со старинными зданиями Ратуши и Гостиного двора, построенными в классическом стиле, на площадь, как на подиум, вошло пышное барокко. Одним из первых возведен собор и монастырь ордена доминиканцев с прилегающей к нему одноименной улицей (ныне — улица Энгельса). Затем один за другим стали возводить костелы и монастыри других католических орденов. К сожалению, история не сохранила нам имен зодчих, которые на протяжении двух веков формировали эту уникальную историческую площадь. И все же время пощадило нас, позволив созерцать и сегодня былую красоту и неповторимость первой (!) светской площади Минска. Эта площадь располагалась на 25–метровой высоте над уровнем реки Свислочь и за всю свою историю имела множество названий: Ратушная, Зборовая, Соборная, «пляц Волi», площадь Свободы.

В 1547 году на одной из ярмарок, которые два раза в году проводились на этой городской площади, вспыхнул сильнейший пожар. Позже король Сигизмунд III повелел упорядочить постройку всего города, особенно Верхнего.

Город застраивали, но очень медленно, т.к. не хватало строительного материала: камня и кирпича. Имеющиеся в наличии материалы быстро использовались строителями, местное производство не способно было обеспечить потребности города. Дорогой по себестоимости кирпич стали привозить из других городов и областей. И тогда «отцы города» вводят хитроумный налог для проезжавших через менские заставы. Придумали альтернативу платы за проезд: вези с собой кирпич, либо камень, «альбо плати мыту». Средства от этой инициативы пошли на замощение улиц и благоустройство города. Удобный налог, не правда ли? В историю Минска он вошел под названием «каменный сбор».

В центре площади — Ратуша (восстановлена) и Гостиный двор. А по периметру возводятся модные в то время монументальные здания костелов, дома знати, купцов, богатых ремесленников. На протяжении двух веков Ратуша для горожан будет не только административным зданием, но и увеселительным местом. У городских аристократов существовал отдельный график различных мероприятий, горожане средней руки существовали в своем формате, ну а бедняки довольствовались малым: столик с друзьями в местном и дымном шинке, духовой оркестр в парке по воскресеньям, публичная библиотека по субботам, «раек» в театре на премьере. И, конечно же, если мужчинам позволяли средства, — «нумер» в борделе. Простите, уважаемые читатели «СБ», но наш город в этом плане был не хуже и не лучше любого европейского. Поэтому не будем отрицать очевидного, хоть и невероятного. По вечерам же залы Ратуши сияли чарующим светом, и на улицу выплескивалось эхо танцевальных ритмов, которые заглушали грохот подъезжающих экипажей, ржание коней, крики извозчиков и лакеев. По воскресным дням на балконе Ратуши играл городской духовой оркестр, которым дирижировали известные музыканты братья Стефановичи. А перед зданием Ратуши устраивали городские праздники, на которых выступали скоморохи, показывал представления народный театр батлейка.

...Католический орден иезуитов обосновался в Минске в середине ХVII века. Его лозунг — жизненное практическое благочестие. Орден иезуитов был построен по военному образцу. Во главе войска Иисусова генеральный настоятель, ответственный только перед Папой Римским. Правило иезуитов: цель оправдывает средства. В эпоху Просвещения орден не воспринял новые идеи свободы и терпимости и исчерпал себя в защите старого мира. В 1773 году был распущен, но в 1815–м — восстановлен.

Дом и усадьба минского мещанина Егора Гегера были куплены и стали первоначальной резиденцией влиятельного монашеского ордена. В скором времени ее перестроят в единый монументально–архитектурный ансамбль во главе с костелом Езуса, Марии и святой Барбары (Мариинский костел). Сегодня он именуется костел в честь святой Девы Марии.

Костел, коллегиум (школа) и башня с часами занимали три четверти западной части площади. Северная башня костела считалась самой высокой доминантой в городе. Улица, уходящая от костела вниз к Низкому рынку, называлась Школьной. Она была разрушена в годы войны. Вместо нее сегодня осталось всего 70 ступенек лестницы, спускающейся к реке Немиге.

Кафедральный католический костел ордена иезуитов (каттедра) построен в стиле барокко и являлся украшением площади. В него были помещены мощи святого Фелициана, которому поклонялись католики, поэтому прилегающая справа улица (ныне Комсомольская) в то время называлась Фелициановской. Внутренняя галерея, ведущая в костел, была расписана витражами и устлана красивой итальянской плиткой. Дорожка завораживала игрой цвета и света воображение маленькой девочки, автора этого материала.

В середине 50–х годов прошлого столетия костел был переоборудован в Дом физкультуры. В этом качестве он пребывал почти полстолетия. И был возвращен коленопреклоненным на морозе верующим только после многочисленных бдений и стенаний.

Историческая площадь. Сколько повидала она на своем веку!

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter