Каждый город имеет свою историю развития, независимую от планетарных событий. После Брестской церковной унии 1596 года купола православных храмов Низкого рынка сменили башни и шпили католических костелов Верхнего города. С этого времени он стал формироваться как новый центр, хотя селились люди на землях верховья с ХII века.
В ХVII веке, после очередного пожара деревянный Менск уступил место каменному. И вырастал Менск каменный, подняв к небу свои шпили, купола и башни. С этих времен архитектурный облик города приобретает новые черты. Если Низкий рынок был застроен церквами во славу Господа и в честь православных святых, то Верхний город во времена Речи Посполитой прославлял Деву Марию и своих святых в костелах и монастырях различных орденов: францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, базилианцев, бенидиктинцев, кармелитов, рохитов... Возможно, кому–то такое соседство религий покажется странным, но в Беларуси было принято уважать любое вероисповедание. Правда, история хранит и иные события, которые нынче именуются как отдельные случаи.
Давайте мысленно пройдемся по историческому центру города. Рядом со старинными зданиями Ратуши и Гостиного двора, построенными в классическом стиле, на площадь, как на подиум, вошло пышное барокко. Одним из первых возведен собор и монастырь ордена доминиканцев с прилегающей к нему одноименной улицей (ныне — улица Энгельса). Затем один за другим стали возводить костелы и монастыри других католических орденов. К сожалению, история не сохранила нам имен зодчих, которые на протяжении двух веков формировали эту уникальную историческую площадь. И все же время пощадило нас, позволив созерцать и сегодня былую красоту и неповторимость первой (!) светской площади Минска. Эта площадь располагалась на 25–метровой высоте над уровнем реки Свислочь и за всю свою историю имела множество названий: Ратушная, Зборовая, Соборная, «пляц Волi», площадь Свободы.
В 1547 году на одной из ярмарок, которые два раза в году проводились на этой городской площади, вспыхнул сильнейший пожар. Позже король Сигизмунд III повелел упорядочить постройку всего города, особенно Верхнего.
Город застраивали, но очень медленно, т.к. не хватало строительного материала: камня и кирпича. Имеющиеся в наличии материалы быстро использовались строителями, местное производство не способно было обеспечить потребности города. Дорогой по себестоимости кирпич стали привозить из других городов и областей. И тогда «отцы города» вводят хитроумный налог для проезжавших через менские заставы. Придумали альтернативу платы за проезд: вези с собой кирпич, либо камень, «альбо плати мыту». Средства от этой инициативы пошли на замощение улиц и благоустройство города. Удобный налог, не правда ли? В историю Минска он вошел под названием «каменный сбор».
В центре площади — Ратуша (восстановлена) и Гостиный двор. А по периметру возводятся модные в то время монументальные здания костелов, дома знати, купцов, богатых ремесленников. На протяжении двух веков Ратуша для горожан будет не только административным зданием, но и увеселительным местом. У городских аристократов существовал отдельный график различных мероприятий, горожане средней руки существовали в своем формате, ну а бедняки довольствовались малым: столик с друзьями в местном и дымном шинке, духовой оркестр в парке по воскресеньям, публичная библиотека по субботам, «раек» в театре на премьере. И, конечно же, если мужчинам позволяли средства, — «нумер» в борделе. Простите, уважаемые читатели «СБ», но наш город в этом плане был не хуже и не лучше любого европейского. Поэтому не будем отрицать очевидного, хоть и невероятного. По вечерам же залы Ратуши сияли чарующим светом, и на улицу выплескивалось эхо танцевальных ритмов, которые заглушали грохот подъезжающих экипажей, ржание коней, крики извозчиков и лакеев. По воскресным дням на балконе Ратуши играл городской духовой оркестр, которым дирижировали известные музыканты братья Стефановичи. А перед зданием Ратуши устраивали городские праздники, на которых выступали скоморохи, показывал представления народный театр батлейка.
...Католический орден иезуитов обосновался в Минске в середине ХVII века. Его лозунг — жизненное практическое благочестие. Орден иезуитов был построен по военному образцу. Во главе войска Иисусова генеральный настоятель, ответственный только перед Папой Римским. Правило иезуитов: цель оправдывает средства. В эпоху Просвещения орден не воспринял новые идеи свободы и терпимости и исчерпал себя в защите старого мира. В 1773 году был распущен, но в 1815–м — восстановлен.
Дом и усадьба минского мещанина Егора Гегера были куплены и стали первоначальной резиденцией влиятельного монашеского ордена. В скором времени ее перестроят в единый монументально–архитектурный ансамбль во главе с костелом Езуса, Марии и святой Барбары (Мариинский костел). Сегодня он именуется костел в честь святой Девы Марии.
Костел, коллегиум (школа) и башня с часами занимали три четверти западной части площади. Северная башня костела считалась самой высокой доминантой в городе. Улица, уходящая от костела вниз к Низкому рынку, называлась Школьной. Она была разрушена в годы войны. Вместо нее сегодня осталось всего 70 ступенек лестницы, спускающейся к реке Немиге.
Кафедральный католический костел ордена иезуитов (каттедра) построен в стиле барокко и являлся украшением площади. В него были помещены мощи святого Фелициана, которому поклонялись католики, поэтому прилегающая справа улица (ныне Комсомольская) в то время называлась Фелициановской. Внутренняя галерея, ведущая в костел, была расписана витражами и устлана красивой итальянской плиткой. Дорожка завораживала игрой цвета и света воображение маленькой девочки, автора этого материала.
В середине 50–х годов прошлого столетия костел был переоборудован в Дом физкультуры. В этом качестве он пребывал почти полстолетия. И был возвращен коленопреклоненным на морозе верующим только после многочисленных бдений и стенаний.
Историческая площадь. Сколько повидала она на своем веку!
Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
В поисках утраченного
В ХVII веке, после очередного пожара деревянный Менск уступил место каменному. И вырастал Менск каменный, подняв к небу свои шпили, купола и башни. С этих времен архитектурный облик города приобретает новые черты...