Экспозиция об истории белорусского печатного дела коллекционера, лауреата премии "За духовное возрождение" Владимира Лиходедова открылась в Вилейке

В поисках утраченного

Нынешний год — год 500–летия издания Библии Франциска Скорины и белорусского книгопечатания — богат на культурные события. Научные исследования, книги, художественные выставки, разнообразные экскурсии — все в программе нынешней скоринианы. И одним из ярких событий в этой череде стала презентация 6 августа, в день выхода скорининской Библии в 1517 году, уникальной экспозиции, собранной в творческой мастерской историка и коллекционера, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова в Вилейке. Тема — история белорусского печатного дела. Кстати, сам Владимир Алексеевич говорит, что ему очень нравится слово «друкарства» — звучит широко, объемно.

Рабочий процесс. Владимир Лиходедов  и гости мастерской.

В  нескольких небольших залах можно увидеть как недавнее типографское прошлое — уже прошлое! — так и раритеты двухсотлетней давности. Но не только это. Настоящая жемчужина коллекции — печатный станок XVI века: на таком Франциск Скорина изготавливал свои уникальные книги. Станок воссоздан по старинной технологии и методами, аутентичными для эпохи первопечатника, основной материал деталей и частей — дуб. Выполнено все руками самого Владимира Лиходедова и его единомышленников и помощников. Работа уникальная, недаром ею заинтересовались музейщики и энтузиасты из Германии. Так, например, очень сложно изготовить деревянный винт, а у Лиходедова получается как нельзя лучше. Прежде чем взяться за восстановление скорининских технологий, сам Лиходедов много изучал старопечатное дело, ездил в мастерские Лейпцига, Майнца, Базеля, к польским реставраторам... Говорит, очень хотелось пройти путем своего земляка Франциска Скорины, который тоже постигал печатную, издательскую науку в тех же широтах и координатах. Шаг за шагом приходило понимание, что и как надо делать.

— Мне кажется, сам Скорина у станка не стоял — слишком затратным по времени получается процесс изготовления книги, теперь я это хорошо знаю. Возможно, и гравюры изготавливал кто–то другой. Не успел бы Скорина столько в своей жизни осуществить, если бы сам стоял у станка. Но, конечно, он все знал, умел и определял, иначе и быть не могло.

Производство бумаги.

Все экспонаты в собрании Лиходедова по–своему уникальны. Строкоотливную машину — линотип и тигельное приспособление для высокой печати изобрели еще в XIX веке, но их хорошо помнят нынешние журналисты и полиграфисты со стажем. Знакомы им и наборные кассы. Кстати, когда–то работал корреспондентом в вилейской газете народный писатель Беларуси Максим Танк.

Здесь же выставлены печатные, офортные, переплетные станки, пресс для выполнения золотого тиснения. Все массивное, очень тяжелое, буквально неподъемное. Часть коллекции находится на реставрации. Отдельное место занимает оборудование по воспроизводству бумаги — тоже по технологии XVI века. Директора музея военной истории Сергея Азаронка и Владимира Лиходедова связывает давнее профессиональное и творческое сотрудничество. Сергей Иванович как опытный профессиональный музейщик высоко оценил как представленную экспозицию, так и огромный труд коллеги по ее созданию.

Переплетный и офортный станки.

«Хуткасцi сёння неверагодныя. Я сам добра памятаю лiнатыпы. Здавалася б, нядаўна тое было, а вось ужо яны i гiсторыя. Уладзiмiр Лiхадзедаў пашырае нашу сучасную культурную прастору, спадзяюся, яго добры след абавязкова застанецца», — так отозвался об экспозиции заместитель министра информации Александр Карлюкевич. 

Во время презентации собравшиеся могли взять в руки и заглянуть в одну из книг скорининской Библии. Бумага — аналогичная аутентичной, переплеты — дерево, кожа. Именно в таком виде книга выходила из рук мастера, чтобы отправиться в далекое и многотрудное путешествие через века и расстояния. Изготовлено все вручную — самим Владимиром Алексеевичем и его помощниками, среди которых главный — его сын Дмитрий, кстати, внешностью очень напоминает изображения молодого Скорины.

Сейчас у Владимира Лиходедова в Вилейке — мастерская, и он говорит — наконец не надо по чужим гаражам «туляцца». Однако мастерская — место работы, а не выставочный зал. Вместе с тем у Лиходедова уже есть что показать не только коллегам, но и широкой публике. А в планах — новые повороты истории: экспозиции, посвященные Тадеушу Костюшко и Адаму Мицкевичу, основанные на богатейшей коллекции старых открыток Владимира Алексеевича. Мастерская уже как музей, даже название имеет — «В поисках утраченного». Звучит. Но настоящего музея пока нет. Владимир Алексеевич рассказывает:

Виктор Кот, председатель Вилейского райисполкома, всегда поддерживает добрые начинания.

— Без помощи государства не обойтись. Самостоятельно такое дело не поднять. Ну где вы видели культуру без господдержки? Мы ведь не для себя стараемся, а для людей, для молодежи. Мы хотим, чтобы наши коллекции увидели, чтобы уникальные вещи не пылились и не ржавели по сараям. Значит, требуются условия для экспонирования: помещение, освещение... А соответствующие немаленькие налоги! Например, на ту же землю. Все очень дорого. Государственные структуры могли бы помочь. Общее дело ведь делаем. Причем в нашем случае мы еще и берем на себя значительную часть забот и расходов. А кто стремится что–то урвать и нажиться, тот не будет выставки готовить и открывать: просто продаст попавшие к нему в руки уникальные экспонаты.

Да, сегодня мы часто слышим о государственно–частном партнерстве. Культура как раз та область, где оно может быть наиболее востребовано и эффективно. Ведь для небольшого городка или поселка такой энтузиаст, как Владимир Лиходедов, — настоящая находка: и местную культурную жизнь расшевелит, и образовательно–познавательный ресурс обогатит, и туристов привлечет. Со всех сторон хорошо. Надо сказать, в Вилейке наработки уже есть, о чем рассказал собравшимся на презентацию председатель Вилейского районного исполнительного комитета Виктор Кот. В свое время в этих краях обосновался художник–график Борис Цитович. И теперь он настоящая вилейская «достопримечательность». Создал весьма колоритную агроусадьбу. Еще Борис Борисович большой энтузиаст истории Первой мировой войны. Причем энтузиаст не на словах, а на деле. Неподалеку от деревни Забродье в сосновом лесу обнаружил место расположения русского армейского госпиталя времен Первой мировой войны. И сохранившиеся рядом с ним могильные холмики. Теперь кладбище расчищено и приведено в порядок. Более того: здесь создан настоящий мемориал. Издатель, фотограф и коллекционер Владимир Богданов, тоже знаток того исторического периода, говорит, аналогов ему не приходилось встречать нигде в Беларуси, хоть ездил и видел немало. Так вот, Борис Цитович огромную работу проделал лично, своими руками, но ему оказывает содействие и районная власть — молодежь из организаций БРСМ, местные предприятия. Сейчас Борису Борисовичу помогают восстанавливать вагоны военного поезда начала ХХ века. Такой подход стоит благодарности, уважения и по–настоящему дальновиден. И если сегодня и в Забродье, и в районном музее бывает немало посетителей, то с открытием постоянно действующей выставки Владимира Лиходедова, по общему мнению,  здесь образуется настоящий историко–культурный анклав и число гостей существенно возрастет.


Совсем скоро в Полоцке будет отмечаться День белорусской письменности. Посвящен он будет, конечно, Скорине и 500–летию белорусского книгопечатания. Многочисленные гости праздника увидят и уникальный воссозданный скорининский станок Владимира Лиходедова. И даже напечатают на нем свою собственную страничку — Владимир Алексеевич всегда предоставляет такую возможность желающим. А как иначе, если сам Франциск Скорина написал, что старается на пользу всего посполитого люда. А «написанае — застаецца»!

ulitenok@sb.by

Фото Владимира Богданова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter