Замминистра спорта и туризма Михаил Портной рассказал о выборе концепции турбренда

В поисках своего образа

Беларусь скоро определится со своим туристическим брендом. 17 вариантов концепций сейчас вынесены на народное голосование на сайте Национального агентства по туризму. Продлится оно до 16 декабря. Участие уже приняли более 10 тысяч человек. В Минспорта и туризма призывают людей быть активнее в выборе. Какой эмоциональный и экономический эффект может принести турбренд и когда ждать его первого появления на публике? Об этом мы поговорили с заместителем министра спорта и туризма Михаилом Портным.


Дорогу осилит идущий

— Михаил Петрович, о создании турбренда страны разговоры ходят давно, и только в последние два года, кажется, началось заметное движение вперед. Некоторые эксперты и наблюдатели даже просят замедлиться. Что им ответите?

— На самом деле работа ведется уже давно. Она кропотливая, рутинная и не всегда заметная, но при этом очень ответственная. Все мы помним историю с брендом Минска и его непринятием общественностью — наступить на те же грабли нам не хотелось бы. Поэтому мы долго изучали международный опыт, определяли, по какому пути пойти. Внимательно следили и за Россией, которая занимается турбрендом с 2015 года. Сперва там объявили народный конкурс — прислать свой вариант турбренда мог любой. Поступило около 200 тысяч заявок разного уровня, которые даже физически трудно просмотреть. Позже к процессу подключили экспертов. Дело пошло быстрее. Однако окончательный вариант турбренда до сих пор не утвердили.

Концепция 1. Креативное агентство «DAB».
Концепция 2. Креативное агентство «DAB».

Концепция 3. ООО «Маклай-групп».

Мы пошли несколько иным путем. Начали с масштабного исследования, которое провели совместно с проектом, финансируемым Евросоюзом, — «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси». Изучили турресурсы страны и возможности их использования в брендинге территорий. В прошлом году специалисты проекта разработали бренд–концепции пяти пилотных дестинаций — Гродно и Августовского канала, Пружан, Нарочи, Полоцка и Мстиславля. Был также предложен проект бренда страны, который презентовали на международной конференции по брендингу турдестинаций. Форум прошел в Минске совместно с Всемирной туристской организацией. На этой же конференции представили еще три пробные концепции, которые мы разработали с белорусской дизайн–студией PG–branding. Нам важно было обобщить зарубежный опыт, услышать мнение экспертов и понять, куда двигаться.

Перед тем как объявить национальный конкурс, провели масштабный опрос иностранцев и белорусов, поинтересовались, какой они видят нашу страну, ее жителей. На основе анкетирования сформировали техзадание. Далее совместно с представителями рекламных агентств, маркетинговых компаний, туристических организаций, общественных объединений сформулировали критерии оценки конкурсантов. По ним из 24 работ до общественного обсуждения дошло 17. Мы выходим на финишную прямую. Важно, чтобы люди активнее подключились к голосованию, ведь иначе турбренду будет сложно прижиться. Так что призываю граждан не оставаться равнодушными. Подчеркну: у нас с самого начала процесс организован открыто, прозрачно, честно.

Концепция 4. ООО «Маклай-групп».
Концепция 5. ООО «Маклай-групп».

Концепция 6.Брендинговое агентство «Fabula».

— В техзадании, которое опирается на исследование, говорится, что концепция турбренда должна отражать такой посыл: путешествие к нам, в страну на стыке славянской и западной культур, может стать удивительным эмоциональным открытием. На ваш взгляд, насколько полно предложенные варианты раскрывают заданную тему?

— Сколько людей, столько и мнений. Нам надо исходить из того, что есть. Многие варианты неплохие, креативные, оригинальные, есть из чего выбрать. Лично мне понравились две концепции, посмотрим, понравятся ли они другим.

Концепция 7. Брендинговое агентство «Fabula».
Концепция 8. Брендинговое агентство «Fabula».

Концепция 9. Креативное рекламное агентство «Молоко».

Что в обозримом будущем?

— Что будет после народного голосования?

— В финал попадут три концепции. Вердикт вынесет экспертный совет, который возглавляет заместитель Премьер–министра Игорь Петришенко.

Концепция 10. Коммуникационное агентство «AdWorm».

Концепция 11. Коммуникационное агентство «AdWorm».

Концепция 12. Коммуникационное агентство «AdWorm».

А дальше должна последовать серьезная работа по продвижению бренда. Обязаны подключаться маркетологи, специалисты в области рекламы, торговли, раскручивания торговых марок, производители разного рода продукции, начиная от значков, кружек, маек, сумок и заканчивая брендированием транспорта, улиц, печатной продукции. Мы обязательно будем продвигать турбренд на выставках, и прежде всего туристических, чтобы к нему привыкли, чтобы наша страна стала более заметной и узнаваемой. Появление турбренда — дополнительный инфоповод, возможность привлечь внимание к нашей стране. Думаю, в январе–феврале он должен уже засветиться на публике. Как раз будет время обкатать его перед Европейскими играми.

Неправильно полагать, что мы выбираем турбренд раз и навсегда. Может быть, через несколько лет произойдут какие–то важные события в мире, появятся новые тенденции в туристическом бизнесе, и нам понадобится новая концепция турбренда. Процесс этот гибкий и творческий, динамичный.

Концепция 13. Monocode.

Концепция 14. Анатолий Каркоцкий.

Концепция 15. Брендинговое агентство «Дадизайн».

— Какого эффекта ожидаете после появления турбренда?

— Бренд — не самоцель, он лишь дополнительный инструмент идентификации и продвижения как минимум на туристическом рынке. Сам по себе он не решает все проблемы, связанные с оказанием туруслуг. Но бренд позволяет сформировать современный образ Беларуси, увеличить конкурентоспособность среди других стран, повысить нашу инвестиционную привлекательность, сделать родину более узнаваемой через образы и символы. Один из международных экспертов сказал, что после того, как иностранец слышит название того или иного государства, в течение нескольких секунд у него в голове должна возникнуть красочная ассоциация — всплыть турбренд. Он разжигает интерес к познанию и сопоставлению. Границы мы открыли, осталось как следует проинформировать иностранцев о нас.

Концепция 16. Ксения Ходырева, Юлия Пронько, Анна Стельмах.
Концепция 17. Юлия Сымонович.  
Обладание туристическим брендом — это еще и большая экономическая, социальная и юридическая работа, а также большая ответственность. Эффект должен выражаться в увеличении количества туристов, приезжающих в Беларусь, в их позитивном настрое и желании побывать здесь вновь. Уверен, так и будет.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter