СМИ: парламенту Эстонии в ходе третьего тура голосования так и не удалось избрать президента страны

В поисках руководителя

Парламенту Эстонии в ходе третьего тура голосования так и не удалось избрать президента страны
Недавно во многих СМИ, в том числе и белорусских, промелькнула коротенькая заметка: парламенту Эстонии в ходе третьего тура голосования так и не удалось избрать президента страны.


Эстонцы в отличие от нас всенародным голосованием президента не выбирают. Он избирается депутатами рийгикогу (парламента) или коллегией выборщиков в ходе тайного голосования. В последнем парламентском туре ни за представителя правящей Партии реформ, бывшего премьер–министра страны и бывшего еврокомиссара Сийма Калласа, ни за кандидата оппозиционной Центристской партии Майлис Репс не было отдано достаточного количества голосов. Теперь согласно предписанной законом процедуре президент Эстонии будет избран коллегией выборщиков, которая соберется 24 сентября.

Вот, собственно, и все. Никаких волнений, демонстраций и рекомендаций. Выборы плавно переходят в руки руководителей местных самоуправлений. Эстонцы — и в этом белорусы с ними схожи — удивительно спокойные люди, которые редко попадают в сводки европейских новостей. Просто потому, что в новостях «Евроньюс» фигурируют лишь те места, где происходят либо теракты, либо перевороты, либо мигрантские бунты. Между тем в спокойных странах происходит много интересного и поучительного. И, пожалуй, заметка про то, как эстонский парламент не смог избрать президента, является единственной плохой новостью из этой страны.

Эстония выбрала ту же концепцию развития, что и Беларусь, сделав ставку на инновационную экономику. Кстати, во время недавней беседы со мной посол Эстонии в Минске Майт Мартинсон (на тот момент, а сегодня диппредставительство возглавляет Мерике Кокаев) подчеркивал, что белорусские программисты ничем не уступают эстонским, эстонцы создали всем известный Skype, а белорусы — не менее известный Viber.

В Таллине есть технопарк Юлемисте с его знаменитым конференц–центром Space X, а в Минске есть Парк высоких технологий. Это дает толчок к новым открытиям и осознанию, что мы все–таки готовы пробиться на самые высокие рубежи. Мы готовы быть конкурентоспособными. И Беларусь интересна, как сказал мне господин посол, с точки зрения поиска новых возможностей.

Мне кажется, это именно та тема, которая должна стать главной и для нашего вновь избираемого Парламента. Многие из депутатов уже сейчас думают, какой будет Беларусь завтра. За примерами далеко ходить не надо. После нашей беседы посол Мартинсон подарил мне образец эстонского цифрового удостоверения личности. Что оно собой представляет?

С 2014 года в Эстонии введено электронное резидентство. Это не аналог реального гражданства, но с тех пор любой иностранец, желающий вести бизнес в Эстонии, может получить digi–ID, а затем через интернет зарегистрировать новую компанию, открыть счет в эстонском банке и пользоваться другими государственными услугами как «э–резидент». В планах министерства экономики и коммуникаций Эстонии, которое курирует программу e–residency, привлечь до 2025 года до 10 миллионов виртуальных резидентов — то есть в 7 раз больше, чем население страны.

Этот проект показывает, что эстонцы первыми шагнули в «цифровое будущее». Кстати, на днях Эстония предоставила журналистам еще один информационный повод. На прошлой неделе эту страну посетила канцлер ФРГ Ангела Меркель и назвала Эстонию первопроходцем цифрового мира — «образцом для Германии и Европы». После этого интерес к этой маленькой стране резко возрос, и сайт «Спектр» опубликовал своего рода отчет о ее последних достижениях. Мне кажется этот опыт поучительным и достойным подражания.

Присмотримся поближе. Еще с начала нулевых годов в Эстонии развернута программа построения «электронного государства». По закону 2000 года электронная подпись приравнена к обычной, что открыло возможность пользоваться государственными услугами без всяких очередей в кабинеты чиновников. Например, налоговые декларации в Эстонии теперь подаются почти исключительно в интернете.

Нашим странам также можно подумать о совместных проектах, чтобы, как призывал эстонский посол, сообща быть конкурентоспособными. И если в IT–секторе мы конкурируем между собой, то в области транзитных перевозок вполне можем дополнять друг друга.

Кстати, и выборы в Эстонии уже электронные. С 2007 года эстонские граждане могут голосовать за своих кандидатов в парламент через интернет. На местных выборах эта система была введена еще в 2005 году. На парламентских выборах 2015 года уже 30% избирателей проголосовали не на традиционных избирательных участках, а в интернете. Так что заметка про то, как парламент не смог избрать президента, кажется мне великолепным пиар–ходом — эстонцы хоть как–то привлекли внимание к своей стране.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 167 (25049). Четверг, 1 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter