В поисках пропорции

Над поиском альтернативных источников энергии ломают головы не только наши ученые...
Над поиском альтернативных источников энергии ломают головы не только наши ученые. Это проблема мирового масштаба. И предлагаемые варианты ее решения иной раз весьма любопытны. Например, такой, как использование в качестве горючего водно–дизельных, водно–керосиновых и водно–бензиновых эмульсий. Идея особенно интересна тем, что работы над ее воплощением в жизнь велись в недалеком прошлом.

Еще в XX веке разбавлять бензин водой и продавать такой «коктейль» считалось делом нехорошим, даже криминальным. Помнится, один из непутевых героев фильма «Джентльмены удачи» примешивал в горючее и жидкость органического происхождения. На чем, собственно, и погорел. А нынче ситуация изменилась кардинально: в СМИ появились сообщения, что ученые Китая льют воду в бензин, причем с ведома и благословения правительства Поднебесной. Исследователи намерены получить моторное топливо с содержанием воды до 19 — 20 процентов! Можно легко просчитать экономический эффект, если опыты будут успешными.

А ведь идея подобных экспериментов не нова, и принадлежит она советским ученым. Исследования проводились в СССР еще в 50 — 90–е годы. На выставке в Милане в 1991 г. профессор Эдуард Исаев демонстрировал моторное топливо под названием аквазин, в состав которого входили низкосортный бензин (октановое число 50), вода (10 процентов), продукты переработки газа и эмульгатор. Причем сам аквазин, как оказалось, имеет октановое число 85 (!), эта стабильная композиция не расслаивается несколько дней.

И пятая часть воды в топливе — не предел. Советские ученые проводили опыты, во время которых двигатели внутреннего сгорания устойчиво работали и при доле воды в смеси больше чем наполовину. А при 20 процентах мощность двигателя не падает, при этом выхлоп становится чище, что весьма важно для экологии крупных городов. В подмосковных Химках в 1968 – 1973 гг. несколько автобусов ЗиЛ–158 работали на водно–бензиновых эмульсиях, но потом испытания свернули: бензин–то стоил дешевле газировки с сиропом.

Значительную экономию, оказывается, можно получать и при сжигании водно–мазутных смесей. Кстати, я навел справки: в России ряд котельных уже работает на таком топливе. Оказывается, безо всякого вреда для теплотворной способности исходного мазута в него можно добавлять до 30 процентов воды. И топочные газы от этого становятся чище. Наивно, однако, полагать, что смеси там делают «джентльменским» способом: есть запатентованные технологии.

Ищут ли резервы в этом направлении белорусские ученые? В Институте тепло– и массообмена им. А.В.Лыкова утверждают: были попытки использовать смеси вода — бензин, вода — мазут в нашей стране. Второй вариант обкатывали в котельных Молодечненской птицефабрики в Олехновичах, комбината стройматериалов в Любани, одного из совхозов Вилейщины. «То ли сама установка была несовершенна, то ли технология, но мы столько намучились, — вспоминает бывший главный инженер птицефабрики Михаил Ткаченко. — Смешивали с водой и мазут, и керосин, однако смесь «стреляла», не давая при сгорании нужной температуры. В конце концов забросили мы это дело: теперь котельная работает на газе».

Ученые говорят, что в конце 90–х и в Беларуси 2 грузовика работали на смеси бензина и воды: 70 на 30 процентов. А сегодня сотрудники ИТМО планируют смонтировать новую установку по производству смеси вода — мазут на базе одного из сельхозпредприятий Минщины — она начнет действовать месяца через два.

Думаю, здесь есть над чем подумать, и не только белорусским энергетикам, чтобы, как говорится, раз обжегшись, не похоронить саму идею. Если найти решение собственными силами не удается — может, стоит купить лицензию у тех же россиян? В нынешних условиях топливными резервами грех не воспользоваться. А почему не слышно у нас об экспериментах с бензином? Кстати, после разговоров со специалистами у меня сложилось впечатление, что многие идею о смешивании воды с бензином всерьез не воспринимают. Что ж, время рассудит. Ведь не случайно в 1990 г. при АН СССР была создана общественная организация «Аквазин», разработавшая программу производства альтернативного топлива. Она вошла в госпрограмму экологически безопасной энергетики. Затем было решено строить в Нижневартовске первую промышленную установку, которая должна была давать 30 — 50 тыс. тонн аквазина в год. Но, увы, этот проект реализован не был. Скорее всего, после распада Союза стало не до экспериментов. Хотя не нужно быть большим специалистом, чтобы понять: если смешивать мазут, бензин с водой возможно, то это может принести стране как экономическую, так и экологическую выгоду.

Алексей АВДОНЬКИН, изобретатель, кандидат технических наук.


Как по маслу!

ОАО «ГродноАзот» начнет выпускать экономичное биотопливо для автомобилей

Сейчас на гродненском предприятии полным ходом идет монтаж образца промышленной установки по производству метилового эфира жирных кислот. Инициаторами ее создания стали ученые из научно–производственного предприятия «Унихимпром БГУ». По мнению специалистов, установка может быть запущена в эксплуатацию уже в начале июля, а это значит, что совсем скоро биотопливо станет доступным для автомобилистов.

Предполагается, что метиловый эфир, полученный на новом оборудовании, будет добавляться к обычному дизельному топливу в соотношении 1:20, что позволит увеличивать количество дорогостоящего импортного продукта.

«Метиловый эфир будет производиться исключительно из отечественных компонентов: метанола, выпускаемого на ОАО «ГродноАзот», и рапсового масла. К тому же жмых, получаемый в процессе переработки рапса, может использоваться в сельском хозяйстве для корма скота вместо импортных — соевого либо подсолнечного», — утверждает директор предприятия «Унихимпром БГУ» Сергей Терешко.

Ученые уверены, что у минерального топлива с новой биодобавкой есть немало преимуществ перед «пустым» дизельным. К примеру, у него лучше показатели по чистоте сжигания, кроме того, оно оказывает меньше вредного влияния на окружающую среду. А после того как окупятся затраты на установку нового оборудования, биотопливо будет выгодно отличаться по цене.

Катерина ЧАРОВСКАЯ, «СБ».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter