Некоторые торговые сети продолжают продавать просроченные продукты и не стремятся перерабатывать пищевые отходы

В поисках пропащей еды

Поход в магазин за продуктами — неотъемлемая часть нашей жизни. И часто мы не замечаем, как в нашу корзину попадают йогурты, сыр, колбаса, рыба “второй свежести”. Случайно или намеренно на полках залеживается просроченный товар? К каким уловкам прибегают торговые сети и есть ли резон обратить внимание на европейский опыт использования продуктового “неликвида”? В конце концов, как себя обезопасить от некачественной еды и не получить пищевое отравление за свои же деньги?

Фото Виталия Гиля

Сладкое разочарование

После новогодних праздников в соцсети появился пост Павла, рассказавшего о своей неудачной покупке:

— Купил я давеча мороженое в Baskin Robbins Minsk, который находится на Немиге. Прихожу домой, открываю банку и понимаю, что оно ужасно воняет... Смотрю на банку — срок годности как будто пытались стереть. Видно, что стоит цифра 7 там, где год указан. Понес мороженое назад, но сначала решил осмотреть все банки в холодильнике. И что вы думаете? Весь холодильник оказался забит мороженым, у которого срок годности истек в августе 2017 года! И за это я заплатил 18 рублей 50 копеек...

Случай, прямо скажем, далеко не беспрецедентный. Специалисты говорят, что раньше было хуже — просрочку можно было отыскать на каждой полке. Но если еще год назад за ситуацией следили инспектора-контролеры МАРТ, санэпидемстанция и другие госучреждения, то после подписания Декрета Президента № 7 “О развитии предпринимательства” от 23 ноября 2017 года бизнес получил большие послабления. Вмешательство ведомств в экономическую деятельность теперь должно быть минимальным, приоритет в работе надзорных органов отдан профилактическим мерам, а не “привлечению к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения”. То есть сейчас плановых проверок торговых объектов нет, они проводятся только по жалобам покупателей, если те обратятся в СЭС и представят соответствующие доказательства.

Со сроком давности

В восемь утра встречаемся с председателем общества “Защита прав потребителей “Содружество” Вячеславом Шматом и его помощником у супермаркета “Рублевский-160” (пр-т Газеты “Звязда”, 16/1). Мы решили прогуляться по магазинам и посмотреть, что же происходит на полках с товарами.

— К началу смены все просроченные товары должны быть убраны, — поясняет Вячеслав. — Если, например, стоит сегодняшняя дата, то к началу суток, то есть в 00.01 этого дня, товар считается уже просроченным. Его надо убрать. Мерчендайзеры часто не делают этого, а покупатели не в курсе.

В торговом зале сразу натыкаемся на несвежий хлеб, который уже три дня как должен быть убран с полок. Просим книгу жалоб и предложений, представители администрации реагируют на это, мягко говоря, вяло — принесли ее аж через час. За это время мы собрали внушительный набор просрочки: несколько палок “Сервелата зернистого”, 2 килограмма “Рулета Панского люкс”, ветчина рубленая “Балерон куриный”, более 2 килограммов зельца, несколько упаковок зефира и 70 пакетиков “Хрена Украинского” (после истекшего срока годности он перележал на полке 40 суток!). Мерчендайзеры сделали большие глаза, а заместитель заведующего стала просить ничего не писать в книгу жалоб, клятвенно обещая провести работу с ответственными за выкладку товаров. Она ведь знает, что штраф будет немаленьким.

Вячеслав Шмат за многолетнюю практику изучил все уловки торговых сетей по обману покупателей.
Фото автора

При этом мы успели осмотреть примерно пятую часть товаров.

— Мы уже не первый раз приходим сюда, и всегда одно и то же, — говорит Вячеслав. — Теперь я перечислю продукцию c истекшим сроком годности в письме в санстанцию, администрация должна отреагировать на жалобу в письменном виде. Как правило, пишут одно и то же: провели сплошную проверку торгового зала, нарушений выявлено не было. В свою очередь санстанция должна отреагировать и провести свою проверку. Но и ее представители могут ничего не найти. Тогда уже нужно писать в прокуратуру.

Выходит, покупатель сам дурак, что нашел просроченный продукт? Кстати, посетители магазина пишут жалобы, некоторые уже не в первый раз, но администрация даже не считает нужным отвечать на такие замечания. Вот покупательница сетует, что снова купила подсолнечное масло, которое уже две недели назад нужно было снять с продажи. А 26 декабря другая женщина купила очищенные креветки со сроком годности до 23-го числа.

С соусами, как и с хреном, отдельная история — они могут и месяц продаваться с истекшим сроком годности, никто внимания не обратит. Как раз одна из последних жалоб на кетчуп: 16 дней стоит на прилавке в просроченном состоянии. По закону за такое полагается штраф от 10 базовых величин и выше. Причем неважно, за сколько наименований — одно или двадцать одно.

“Вы издеваетесь?!”

Такими словами встретила нас заведующая магазином “Белмаркет № 141” (ул. Чечота, 2).

— Вы точно хотите, чтобы меня уволили. Прекратите смотреть продукты, — заведующая активно сопротивлялась процессу.

Но закон не воспрещает осматривать находящийся на полках товар и изучать его срок годности. Наоборот, это обязательно нужно делать! Даже если стоит баночка со свежим молочным продуктом, не факт, что вторая окажется из этой же партии. Как получилось у нас с детским йогуртом “Растишка”: 11 баночек обогащенного кальцием продукта для детей старше 3 лет “задержались” в холодильной камере на сутки, но мамочки их покупали.

— Мы же приходили к вам всего три недели назад и нашли просроченные продукты, — напомнил Вячеслав заведующей. — Я вас предупредил, что приду снова. Видимо, вам и штрафы не страшны.

Впрочем, по сравнению с предыдущим магазином здесь просроченных продуктов оказалось не так много: несколько бутылок пива (кстати, покупатели почему-то крайне редко обращают внимание на сроки реализации алкогольных напитков), 8 салатов в пластиковых упаковках и колбаса.

— К полудню мерчендайзеры более-менее успевают убрать с полок часть товара с истекшим сроком, — комментирует Вячеслав. — Администрация часто оправдывается тем, что не хватает персонала или он некомпетентный. Спрашивается, зачем таких “специалистов” в торговый зал пускать?

Предприимчивость с душком

Вячеслав Шмат занимается защитой прав потребителей уже 17 лет, и уловки торговцев ему хорошо известны. Переклеить дату изготовления, использовать ленту маркировки производителей, смешать свежий товар с залежавшимся, дать вторую жизнь “подгулявшим” продуктам: курицу — на гриль, свинину — на шашлык, что-то — в салаты. Обычное дело. Узнать, когда и что было приготовлено в самом магазине, невозможно — документы со сроками торговая сеть фактически выдает сама себе.

Что касается привозных товаров, например, тортов, замороженной рыбы, овощей, фруктов и других, вы можете попросить сертификат качества. Администрация должна представить его сразу. Но может сделать при вас запрос поставщику — и как по мановению волшебной палочки появится новенький документ. Кстати, если сроки обозначены на наклейке, стоит хорошенько присмотреться к товару, нет ли содранной маркировки. А лучше и вовсе выбирать продукты с заводскими сроками на упаковке, советует Вячеслав:

— Чаще всего сеть сдает просрочку поставщикам — это нормальная практика. Но бывает, что экспедитор, у которого на руках есть маркировочная лента, забирает товар, тут же в машине все “перешлепывает”, и “свежак” снова попадает на полки магазинов.

При мне в “Белмаркете” Вячеслав просит у продавца пакет с сардельками. На маркировочной ленте указана дата вскрытия вакуумной упаковки. К ней надо прибавить 15 суток (срок хранения прежде запечатанного продукта после нарушения целостности упаковки уменьшается вдвое). Вроде бы дата правильная, но если присмотреться внимательно, можно увидеть, что под стикером — еще один: отклеиваем и обнаруживаем маркировку двухнедельной давности. Берем хлеб из магазинной пекарни — наклейки с датами неаккуратно переклеены поверх старых, которые не очень хорошо содрали. Но на это мало кто обращает внимание — за руку не поймаешь и ничего не докажешь.

Гастрономическая “боль”

Остается полагаться на счастливый случай и собственный “нюх”. Или на то, что магазин проверили представители госконтроля, и он вычищен от просрочки до идеального состояния. Как в случае с третьим торговым объектом, который мы посетили, — гипермаркетом “Алми” (пр-т Дзержинского, 91). Заместитель заведующего магазином над нами вилась коршуном — с Вячеславом Шматом их связывает давняя “дружба”: он постоянно находит здесь просроченные продукты, его уже знают в лицо все охранники. Так что о нашем появлении стало известно всему персоналу, как только мы появились на пороге.

Кстати, работники разных торговых сетей и мерчендайзеры очень быстро передают друг другу информацию о движении по району защитников прав потребителей, говорит Вячеслав. Поэтому время, чтобы быстро убрать с полок все “нехорошее”, есть. В прошлый раз в книгу жалоб этого магазина за один поход было внесено немалое количество просроченных продуктов.

— Сейчас вы ничего не найдете, я вам гарантирую, — заявила заместитель заведующего. — У нас магазин чист, все продукты свежие.

Изучаем товары на полках: действительно, все в идеальном состоянии, придраться не к чему. Проведенная госорганами проверка дала результат. Дай Бог, чтобы не временный.

— Есть сети, где реально заботятся о том, чтобы на полках не было просрочки, — поясняет Вячеслав. — Там руководство ввело систему штрафов для работников, которые вовремя не убирают с прилавков просроченные продукты. Это хорошо стимулирует, поэтому найти нарушения практически невозможно.

— Выходит, раньше просроченной продукции все-таки было больше? — уточняю я.

— Конечно, больше. Мы целыми тележками собирали просрочку. Но не потому, что люди хуже работали, просто сроки мизерные были. Сейчас они космические. Раньше колбасу можно было хранить 10 суток, сейчас — 70. Печенье и сушки по году стоят...

Рисунок Олега Попова

С глаз долой!

Куда же отправляется просрочка? Сегодня многие поставщики принимают у торговых организаций “истекшие” товары. Поскольку они являются собственниками продуктов питания, то имеют право самостоятельно признать их отходами. Тогда у торговой сети нет проблем: сдали и забыли.

А что делать, если производитель отказывается принимать продукцию с истекшим сроком? Торговые сети должны ее утилизировать. Но все не так просто. За неправильное обращение с отходами может наказать Минприроды.

Существует “Классификатор отходов”, в котором прописано, к какому типу относятся отходы. Например, просроченные продукты питания образовались “в результате экономической деятельности лица”, то есть торговли, поэтому они будут относиться к виду “отходы производства”. Сеть должна иметь определенную инструкцию по обращению с ними. Многие неправильно это делают, а ошибки дорого стоят — до 1000 базовых величин.

К примеру, для захоронения на полигоне нужно получить специальное разрешение. Его выдает территориальный комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды: если это обоснованно, делается отметка “непригодно к использованию” и продукты отправляются на захоронение. Все остальное собственник должен сдать на переработку, а это тоже отдельная история.

По закону отходы еще можно передать заинтересованному лицу, но только с целью использования или захоронения.

В результате у нас сложилась практика, когда торговые организации передают продуктовые отходы на фермы — кормить животных, заключив соответствующий договор, что противоречит законодательству. Зарывание в землю, сброс в водные объекты или вывоз куда-нибудь в лес отходов продуктов питания также запрещается и влечет административную ответственность. Плюс возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Есть и другой вариант — обратиться к специальным службам, с которыми торговые сети заключают договор на вывоз пищевых отходов.

В любом случае все это требует дополнительных финансовых вложений. Просроченная продукция не приносит ничего, кроме убытков и головной боли. Неудивительно, что торговые сети пытаются впарить ее покупателю.

А может, как за границей?

Разумеется, далеко не все продукты раскупаются и за границей. Как решается эта проблема в других странах?

Во Франции принят закон, запрещающий супермаркетам уничтожать просрочку. Такие продукты они обязаны бесплатно отдавать благотворительным организациям или передавать для кормления животных. За несоблюдение этого закона грозит штраф до 75 тысяч евро или до 2 лет тюрьмы.

В некоторых странах проблему пытаются решить за счет создания информационных площадок. В Германии, Австрии и Швейцарии пользуются интернет-платформой Foodsharing.de. На сайте частные лица, ретейлеры и производители могут предлагать или забирать продукты питания с истекшим сроком хранения.

А в Дании открылась сеть супермаркетов WeFood, предлагающих продукты с истекающими сроками годности за 50 и даже 30% их стоимости. Результат впечатляет: объемы выбрасываемой еды в этой стране сократились на 25%, а люди со скромным достатком получили возможность покупать хорошие продукты — просто их нужно поскорее съесть.

Может ли такой формат прижиться в нашей торговле? Пока у нас практикуются только акции на товары, срок годности которых вот-вот закончится. Но это не система, а скорее пожелание владельца магазина. А что думают сами предприниматели?

— Если срок годности товара почти истек и мы уверены, что он точно не реализуется, часть его мы возвращаем поставщику, — рассказывает Виктор Маргелов, владелец продовольственных магазинов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. — На скоропортящиеся товары делаем большую уценку. Пропавшие продукты мы, естественно, не выбрасываем в мусорный контейнер, а обязаны утилизировать за счет предприятия. Законом запрещено на своей территории распродавать товар с выходящими или истекшими сроками либо отдавать его в благотворительные организации. Хотя зря. Мы не говорим сейчас про скоропортящиеся продукты. Есть категория товаров, которые и после истекшего срока годности можно употреблять в пищу, они не причинят вреда. Если, например, это овсяные хлопья и они просрочены на пару дней, почему бы их не отдать людям, которые нуждаются? К нам и так часто обращаются те, у кого очень сложная жизненная ситуация: инвалиды, пенсионеры, семьи, потерявшие кормильца. Просят отдавать что-то просроченное.

Виктор Егорович считает, что вполне реально сделать у нас единый дисконт-центр, куда сети могли бы привозить продукты с заканчивающимся сроком годности. Тогда люди за копейки могли бы купить то, что в ближайшее время употребят в пищу. Ведь эти продукты все равно отправятся на свалку, за их утилизацию еще надо заплатить немалую сумму. Торговым сетям проще отдать фермерам эти продукты. А многие просто идут на уловки и обманывают покупателей.

У санитарно-гигиенической службы своя точка зрения: хватит искать крайнего. Пора предпринимателю и потребителю взять на себя ответственность за то, что продают и покупают.

— Государство сняло с себя роль “няньки”: предпринимателей контролируют меньше, но и ответственность на них теперь лежит большая, — говорит заведующий отделением гигиены питания государственного учреждения “Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья” Юрий Гузик. — А покупатель должен внимательнее относиться к тому, что он кладет в свою корзину. Это уже вопрос отношения к своему здоровью и питанию. Проверяйте сроки, изучайте этикетки, смотрите, в каких условиях что хранится. А что касается продажи товаров с истекшим сроком годности — это незаконно и является преступлением.

Что же для нас практика разных стран — пока лишь идеи, к которым можно апеллировать, но нельзя использовать. Ну а главная установка для покупателя — не терять бдительность и внимательно относиться к предлагаемым товарам. Лучше потратить в магазине больше времени, чем денег, а не ровен час и здоровья.

В ТЕМУ

• В Западной Европе ежегодно утилизируется около 100 миллионов тонн продуктов питания, которые еще пригодны в пищу. Производители перестраховываются и уменьшают сроки годности. Каждая страна вырабатывает свою систему, пытаясь снизить объемы утилизации просроченных продуктов. В частности, в Германии предлагают и вовсе не указывать срок годности продукта на упаковке. Вместо этого, например, в каждый стаканчик йогурта помещать специальный чип. С помощью цветовых индикаторов он будет показывать, насколько свеж продукт. Исходя из этого, потребитель сам сможет решить, приобретать ему такой продукт или нет.

• В Копенгагене есть весьма неординарный ресторан под названием Rub og Stub. В нем меню составлено из продуктов, срок годности которых почти истек. Собственники заведения сотрудничают с несколькими супермаркетами крупнейшего датского ретейлера Coop Danmark, которые поставляют в ресторан продукты, стоящие первыми в очереди на утилизацию. Весь персонал ресторана работает на волонтерской основе, а выручка направляется на благотворительность.

• Как ни странно, все популярнее в мире становится движение так называемых фриганов. Это люди, которые выступают против расточительности общества и питаются тем, что найдут в мусорных баках. Фриганы уже открыли несколько ресторанов в США, где подают еду “из помойки”.

Алена ПРОКИНА

prokina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter