В Правительстве рассмотрели, как выполняются госорганами и организациями задания по наращиванию и диверсификации экспорта товаров и услуг

В поисках новых рынков

Мировой кризис, «война» санкций, парад девальваций – только этих трех факторов с лихвой хватает для того, чтобы наши трактора и комбайны, молочная продукция, одежда и обувь пользовались на внешних рынках не таким спросом, как прежде. Вернее, по отдельным позициям продажи в физических объемах не упали, продаем мы товаров больше, чем в прошлые годы, но низкие цены не дают возможности говорить о том, что страна зарабатывает на экспорте столько же, сколько получала раньше. Вчера в Правительстве рассмотрели, как выполняются госорганами и организациями задания по наращиванию и диверсификации экспорта товаров и услуг, а также оценили промежуточные результаты работы должностных лиц, закрепленных за зарубежными странами. 



Премьер-министр Андрей Кобяков напомнил, что ключевой задачей стабильного развития и роста национальной экономики является наращивание и диверсификация экспорта отечественной продукции. По итогам января—мая во внешней торговле товарами и услугами у нас сформировалось положительное сальдо в сумме почти 675 млн долларов. Это превышает результаты аналогичного периода прошлого года почти на 200 млн. То есть белорусская экономика в очередной раз в тяжелых условиях продемонстрировала способность зарабатывать больше, чем тратить. Конечно, снижение расходов можно объяснить в том числе и тем, что мы просто стали закупать меньше промежуточного импорта – сырья и энергоресурсов, но нельзя не признать: предприятия увеличили экспортные продажи, а траты свои сократили.

Существуют подвижки и в вопросах сокращения запасов готовой продукции на складах. Объемы ее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 1,8 трлн рублей, а к среднемесячному объему промышленного производства составили 77,1%. Год назад показатель был заметно выше — 81,4%. Но, несмотря на позитив, Премьер-министр предпочел придерживаться своей прежней критической позиции.

— Динамика хоть и положительная, но не соответствует в полной мере задачам по разгрузке складов, — пояснил он.

В вопросах диверсификации экспорта также неплохая динамика. А отдельные рынки и вовсе продемонстрировали нешуточный рост. Например, в Аргентину продажи белорусских товаров выросли на… 1254%, в Эфиопию – на 437%, в Болгарию – на 243%, в Латвию – на 212%. Однако этого слишком мало, и плюсы по новым рынкам пока не закрывают минусы по традиционным.

– За пять месяцев сложилось значительное отставание по экспорту от прогнозов причем для всех отраслей и регионов, — посетовал Андрей Кобяков. — Экспорт товаров и услуг составил лишь 13,5 млн долларов, или 74,1% к аналогичному периоду 2014 года при прогнозе на год 96%. А это наши невыпущенные объемы производства, это фактически наш недовыполненный объем ВВП.

В большей степени потери экспорта касаются Российской Федерации – объемы поставок белорусской продукции на стратегический для нас рынок сократились почти на 35%. Если говорить о конкретных величинах, то они впечатляют гораздо больше: мы продали в Россию за первые пять месяцев года товаров меньше на 2,1 млрд долларов. И это еще притом, что и 2014 год был для наших экспортеров не самым радужным. Андрей Кобяков продемонстрировал незыблемость своей прежней позиции:

— Это свидетельствует о том, что принимаемых мер по наращиванию экспорта и освоению новых рынков явно недостаточно, необходима дальнейшая концентрация усилий в этом направлении. Ситуация подтверждает необходимость более динамичного смещения центра тяжести и в экспортной политике с традиционных рынков на иные направления, и товарной диверсификации экспортных потоков. Для этого нам нужны качественно новые инновационные товары и услуги. А ключевая задача для всех отраслей экономики – повышение конкурентоспособности продукции.

— Диверсификация экспорта не может быть эффективной без товаропроводящих сетей, — напомнил Премьер-министр. При этом он задал направление, в котором стоило бы работать коллегам: – Нам нужна более эффективная работа по продвижению экспорта на новые, более перспективные рынки, к которым, к примеру, относятся страны БРИКС. Их экономическая мощь и покупательная способность продолжают возрастать.

На совещании подвели итоги любопытного эксперимента — в прошлом году по поручению Главы государства за отдельными странами и регионами были закреплены представители госорганов. Наравне с представителями дипломатических миссий, работающих в этих государствах, была установлена персональная ответственность за выполнение показателей. По словам замминистра иностранных дел Александра Гурьянова, первые итоги говорят о том, что идея была неплохой. Кстати, МИД недавно тоже устроил небольшую серию опытов: он оценил, насколько эффективно работают маркетинговые службы наших экспортоориентированных предприятий. Особых нареканий от ведомства специалисты, занимающиеся продажами на внешних рынках, не получили.

benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter