В поисках крепкой пары

Россия и Беларусь готовят масштабную союзную программу по совместному производству обуви. Ее цель — выпуск 150 млн. пар в год

Россия и Беларусь готовят масштабную союзную программу по совместному производству обуви. Ее цель — выпуск 150 млн. пар в год


Взгляд из Москвы


Когда политики говорят о том, сколько миллионов тонн нефти планируется добыть к такому–то году или сколько километров железных дорог проложить, обычным человеческим ухом эта информация как–то мало воспринимается. Когда же речь заходит о таких близких каждому вещах, как, например, обувь, — внимание сразу включается. В Союзном государстве готовится крупный и интересный проект — создание совместного российско–белорусского холдинга по производству обуви. Государственный секретарь Павел Бородин объявил об этом на одном из мероприятий «Славянского базара в Витебске», подчеркнув, что главная задача программы — создание новых рабочих мест. «Надо, чтобы мы производили минимум 150 миллионов пар в год, — сказал Бородин. — У нас для этого есть все: мех, фурнитура. И люди». 150 миллионов пар в год! Это немногим меньше, чем население России и Беларуси, взятое вместе! Найдется ли в России покупатель на такой товар?


И как вообще складываются отношения россиян с белорусской обувью?


Улица Маросейка в Москве — это настоящая «золотая миля» для того, кто решил прогуляться по магазинам в поисках новой пары штиблет. Стоит только выйти из метро «Китай–город», как сразу наталкиваешься на тесный ряд обувных бутиков. В надежде подыскать удобную и недорогую пару летних сабо я заходила в каждый из них. Испанская, немецкая, итальянская... Увы, как всегда, и на Маросейке меня ждало разочарование: размера нет, цены высокие, а сама обувка либо на таких шпильках, что даже смотреть на нее больно, либо настолько «ортопедическая», что... смотреть страшно.


Так, передвигаясь от вывески к вывеске, я дошла до маленького магазина обуви белорусской. Хотя я знала о его существовании здесь, возле посольства Беларуси, но поначалу даже проскочила мимо, не заметив таблички на дверях, — пришлось спрашивать у прохожих.


Две молодые женщины, как выяснилось, направлялись туда же — они и показали мне дорогу. Девушки специально приехали сюда в поисках обуви «для юга» — они, кстати, в итоге купили пару черных кожаных вьетнамок («как раз под черный купальник») и босоножки. А я разговорилась с продавцами.


— Нас многие в Москве знают, едут сюда прицельно за белорусской обувью. Она считается очень качественной. Хорошая кожа. И, как видите, дизайн тоже вполне европейский. Только, к сожалению, вы приехали под конец сезона. Многие летние модели и размеры уже распроданы. — И продавец неожиданно дает мне «долгоиграющий» совет: — Вот если бы вы в марте приехали... в марте ассортимент и размерный ряд гораздо шире.


Не буду говорить, будто в маленьком магазинчике возле посольства меня ждала пара моей мечты. Нет, выбор оказался обычным для магазина, торгующего комфортной обувью. А вот цены — действительно ниже, чем на аналогичные модели в соседних магазинах. Если у соседей цена сандалий со скидкой была 4–5 тысяч рублей, то здесь — 2–3 тысячи. Но и там и там на ярлыках уже указаны распродажные цены — в начале сезона они бывают выше почти в два раза.


Нашлись на полках и остромодные, молодежные парочки, которые сразу притягивали взгляды. Например, ярко–малиновые замшевые «римские» сандалии. Или бирюзовые летние короткие сапожки из перфорированной замши. Жаль, размеры уже почти все разобрали. И моего, редкого, уже и в помине не было.


— Скажите, это правда белорусская обувь? — допытывалась у кассы одна из покупательниц. — Прямо–таки и произведена в Беларуси? Не в Китае?


— Это совместная с Испанией марка, но вот эти босоножки, которые вы берете, произведены в Витебске, — отвечала продавец.


— А я видела в городе белорусскую обувь дешевле, чем у вас. — Продолжала покупательница. — Это из–за того, что вы находитесь в центре?


— Наверное, вы видели другие марки, — объяснили ей. — Например, «Белвест» считается подешевле, чем наша «Марко».


«Значит, едем в «Белвест», — решила я. Второй магазин нашелся неподалеку от станции метро «Сокол» на первом этаже жилого дома. В «Белвесте», действительно, цены пониже. Летние «шлепанцы», например, в результате нескольких сезонных скидок можно купить за 600 рублей. А босоножки, сабо, мужские сандалии с красивым названием «пантолеты» стоят примерно 1–2 тысячи.


Правда, актуальных молодежных моделей я не увидела — в основном простые кожаные туфли на низком каблуке. Нейтральные базовые цвета — бежевый, белый, черный, коричневый. Зато здесь уже выставлены длинными рядами осенние и зимние ботинки и сапоги.


— Конечно, это в первую очередь комфортная обувь для ходьбы, — говорит продавец. — Удобная колодка, между прочим, она здесь используется «саламандровская». У белорусов всегда натуральные материалы, качественные красители. Знаете, как бывает, когда стелька пачкает, обувь линяет... здесь такого ни разу не было.


— Здесь что хорошо — широкое голенище, — замечает одна из покупательниц, примеряющая, кстати, зимние сапоги. — Легко застегнуть. Я специально зимнюю обувку ищу белорусскую. Она мне подходит.


Поездив по магазинчикам и поговорив со своими знакомыми и друзьями, я с удивлением поняла, что белорусскую обувь знают многие. Как оказалось, и привередливые москвичи, особенно мужчины, тоже ценят ее. За то, что кожаная, удобная и относительно недорогая — в период распродаж. Правда, чтобы купить ее в Москве, надо заранее расспросить знакомых — знают ли, где продается. Или даже заглянуть в интернет. Потому что в море китайской, испанской, немецкой продукции белорусскую не сразу и заметишь.


«Мне тоже подходит белорусская обувь, — подумала я, вспомнив малиновые сандалии за пару тысяч. — Только я не подхожу ей... Если будет создан российско–белорусский обувной холдинг со 150 миллионами пар в год, то пусть обязательно позаботятся и о паре розовых сандалий 41–го размера...»


Прямая речь

 

Николай Мартынов, Генеральный директор СООО «Марко»:


— С точки зрения развития бизнеса союзная программа по выпуску 150 миллионов пар обуви в год — интересный проект. Сегодня половина нашей обуви продается в России. Три из 28 наших фирменных магазинов находятся в Москве. С помощью партнеров продажи идут от Санкт–Петербурга до Дальнего Востока. В том числе через Интернет. Конкуренция на российском рынке очень серьезная. У покупателя огромный выбор. К каждому сезону на 70 процентов мы обновляем свои коллекции. Не забываем о новых технологиях, кожах, отделке. Стремимся не отстать от моды. Это и позволяет много лет удерживаться на плаву. Что касается количества обуви, которое предполагается выпускать по союзной программе, то цифра эта абсолютно реальная. Столько обуви в СССР производилось в одной Российской Федерации. Как программа может быть реализована? На мой взгляд, это может быть холдинг, в который кроме обувщиков войдут кожевенные заводы, производители фурнитуры, меха. Очень важный момент — литье подошв. Пока покупаем их в Польше, Италии, Турции. Возможно, какие–то производства придется переоснастить. К тому же участники холдинга могли бы распределить между собой сегменты рынка. Чтобы кто–то специализировался на спортивной обуви, кто–то — на комфорте, кто–то — на детской. Не было бы необходимости распыляться, тратить энергию на весь ассортимент, как сейчас. Мы как–то пытались создать совместное предприятие в Нижнем Новгороде, но не получилось. Если союзная программа поможет преодолеть существующие сложности, все от этого только выиграют.


Екатерина Пряхина


Взгляд из минска


САПОГИ, которые тачали в XIX веке на Белорусском Полесье кустари–одиночки, славились прочностью и водонепроницаемостью и торговались даже в Санкт–Петербурге за большие деньги — по рублю пара. Сегодня обувная отрасль Беларуси насчитывает 5 кожевенных предприятий и 21 предприятие по пошиву обуви, объединенных в концерне «Беллегпром», из которых государство владеет контрольным пакетом акций в 4 обществах.


В 2010 году организациями концерна произведено 11,9 миллиона пар обуви (не считая валяной и резиновой) — детской и взрослой, летней, зимней и демисезонной, модельной и для активного отдыха, работы на стройке, обмундирования военнослужащих. А также самой разной по технологии изготовления.


— По подсчетам ученых, каждому жителю страны в среднем необходимо 3,2 пары новой обуви в год, — поясняет начальник управления координации развития кожевенно–обувной отрасли концерна «Беллегпром» Вячеслав Мирусин.


— В соответствии с комплексной государственной программой развития легкой промышленности выпуск ее должен возрасти к 2015 году до 19,2 миллиона пар, львиная доля из которых придется на наш концерн. Планируем построить новый кожевенный комбинат в Гродненской области, недалеко от Минска появится обувное предприятие мощностью 3 миллиона пар в год, рассчитываем на развитие обувной фабрики в Барановичах, которую недавно приобрел белорусский инвестор...


Количество количеством, но главное в борьбе с иностранной продукцией — качество. Белорусские модельеры регулярно участвуют в ведущих выставках обувной моды Италии, Франции, России, а технологи там же отслеживают новинки. Некоторые ведущие мировые брэнды уже пришли в Беларусь, налаживая совместное производство обуви премиум–класса с использованием дорогостоящих материалов, не производимых в стране. Свежие модельные коллекции, прежде чем попасть на прилавок, презентуются на профессиональных форумах, регулярно проходящих в Минске и Москве, на конференциях дистрибьюторов.


— Белорусская обувь имеет ряд отличий, — продолжает Вячеслав Мирусин. — Это максимально широкое применение натуральных материалов, высокое качество окраски, механическая прочность изделий, устойчивость к влаге. Это позволяет нашим ведущим предприятиям увеличивать гарантийный срок до 70 дней против 30, установленных законодательством. Но и при этом возврат обуви покупателями минимален.


Продукция компаний «Марко», «Белвест» удостоена многих международных наград. То, что белорусская обувь, пусть и в небольших объемах, экспортируется в Италию, Германию и другие страны — законодатели моды, говорит само за себя. Но главный покупатель — отечественный, потребляющий в год свыше 6 миллионов пар белорусской обуви. А львиная доля экспорта — около 4 миллионов пар — приходится на союзную Россию. Недавно витебское предприятие «Белвест» открыло там свой сотый фирменный магазин. Всего же белорусская отраслевая товаропроводящая сеть насчитывает несколько торговых домов и сотни магазинов, находящихся практически во всех субъектах Российской Федерации.


Порой, однако, приходится выслушивать и замечания. Одно из них — белорусская обувь поднялась в цене. Причина — обувным предприятиям значительную часть материалов и комплектующих, в том числе кожевенного товара, приходится закупать за рубежом. И это в то время, как отечественные сельхозпредприятия экспортируют необработанные сырые шкуры крупного рогатого скота. Проблема, кстати, актуальна и для России. Вот почему в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана недавно введены пошлины на вывоз необработанного кожсырья. Это уже повысило загрузку перерабатывающих предприятий. Сейчас надо бы предпринять аналогичные меры для ограничения серого и демпингового ввоза некачественной и, как следствие, дешевой обуви из Юго–Восточной Азии. Еще одна проблема белорусских обувщиков — нехватка рабочих кадров. С учетом ожидаемого наращивания объемов производства дополнительно необходимо не менее 7 тысяч специалистов рабочих профессий.


— Мы тесно сотрудничаем в преодолении этих проблем с коллегами из ОАО «Рослегпром», Российского союза кожевников и обувщиков, — завершает Вячеслав Мирусин. — Укрепляем тем самым производственную кооперацию.


Владимир Бибиков


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter