В поисках косяка, который поможет накормить страну

Экспедиция управления по использованию рыбных ресурсов в естественных водоемах Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода и редакции «БН»

(Продолжение.
Начало в номере за 15 июля.)

Маршрут второй:

Озеро Красное — рыбалка прекрасная

Иван Иванович проводил нас, и мы взяли курс на Житковичи, на знаменитое Князь-озеро, называемое ныне Червоным. Еще до поездки вычитал в Белорусской советской энциклопедии, что оно находится в районе реки Бобрик, левого притока Припяти, на месте древнего водоема, который с течением времени преобразовался в большое Булевское болото с озером Червоным. Известно оно и под другими названиями — Князь, Красное Полесье. Длина его более 12 километров, глубина от полутора метров до двух. И только в одном месте достигает четырех метров. В связи с проведенной мелиорацией площадь водоема значительно уменьшилась. Естественно, изменились и все параметры озера. Особенно пострадали, отмечается в энциклопедии, рыбная продуктивность и ихтиофауна.

Но приезжаем мы на участок по добыче рыбы ОАО «Рыбхоз «Красная зорька» и узнаем отрадную весть: в озере полно рыбы. Правда, для отдыха место это непригодно: берега топкие, озеро безлесное. Зато рыбалка здесь прекрасная. Особенно зимняя. Из Минска любители приезжают. Есть место, где песчаное дно. И там щуки много, окуня. Начальник участка Федор Раковец, который встретил нас, рассказал такую историю:

— В 1995—1998 годах я работал здесь рыбаком. И вот мы тянем невод зимой, и крыло его режет что-то, словно ножом. Мы думали, может, металл или стекло какое-то попало. Начали обрубать лед. Смотрим, там карп, и его так зажало между песком и льдом, что он, как пером, резал плавниками крыло невода. Вытащили, взвесили, на 19 килограммов потянул. У нас карпы по 10—12 килограммов — нормальное явление.

Но на берегу канала, который связывает территорию участка с озером, большой рыбы мы не увидели. Только что прибыло звено с водоема, выбирало карасей, которых было множество. Но они были одного параметра: не больше ладони.

— Ходовая рыба, очень охотно берут ее люди, цена чуть более пяти тысяч рублей, — посмотрев на наши лица, сказал Федор Владимирович. Мы хотели побеседовать на эту тему с рыбаками, но начался дождь. Рыбакам было не до нас. Да и мы, не имея зонтов, вынуждены были бежать в контору.

Кстати, на конторе сохранилась вывеска, которая извещала, что здесь находится Краснополесский рыбный завод. Но эта вывеска была из разряда «не верь глазам своим». Да, завод был, и хороший завод. Но все теперь в прошлом. Что в настоящем? Нет переработки, зато есть лов рыбы. Трудятся 12 рыбаков, помогают им выполнять план еще 16 человек, которых взяли на лето по договору. Результаты отрадные.

— На сегодняшний день мы выловили 41 тонну рыбы. Такая цифра зафиксирована на 1 июля. Это на 10 тонн больше, чем в прошлом году.

— И это лучший показатель по республике, — поддержал Федора Владимировича гость из Минска Тадеуш Прокопович.

Хотя, как выяснилось, рыбаки два месяца, апрель и май, не ловили. Запрет есть запрет. Однако он неправомерно велик, считают полесские рыбаки. Когда рыбу ловить? Зимой? Собственно, они зимой и ловят. Неводом. И уловы хорошие. Попадаются судак, карп, щука, карась. Это четыре основные промысловые рыбы. Ну и толстолобик. Его запускают в водоем, и неплохо он там нагуливается. Сейчас есть особи по 10 килограммов.

— Почему столько рыбы в озере? Ее не аисты приносят, а мы зарыбляем, — говорит Федор Раковец. — В этом году запустили 10 тонн толстолобика, амура, карпа. И много-много мальков щуки. Озеро нравится его обитателям. Вот, казалось бы, судак — речная рыба, а в Червоном прижилась. Уже и нерестится здесь. Рыбы в озере пока много.

— А раз много рыбы, так почему не ловить сполна? — спрашиваю у начальника участка. — У вас раньше были две полноценные неводные бригады, а сейчас только одна.

— Да, два невода ходили. Тогда мы не брали арендаторов. Они нам не нужны были. Своими силами справлялись. И никаких проблем не было. На это озеро и двух бригад мало. При Союзе было четыре невода. И сюда приезжали рыбаки из других заводов, помогали облавливать. Озеро большое: 4375 гектаров. Третье озеро в стране по площади. Мелкое, рыбное.

Но у нас проблема с промысловой мерой, каких размеров рыбу мы можем ловить. Нам разрешено ловить карпа длиной 30 сантиметров, щуку, судака, толстолобика — 40 сантиметров. Меньше нельзя. Вот мы ловим карпа весом по 900 граммов и выпускаем. Нет у него промысловой меры. А карпы такие в рыбхозах считаются крупными. Жаль выпускать. Не дай бог замор — погибнут. Озеро же мелкое. Мы уже давно бьемся, пишем письма, чтобы снизили промысловую меру — пока безрезультатно. И вызывает удивление такой факт. Рыбакам-любителям определена промысловая мера, скажем, по карпу — 25 сантиметров. Почему? Так и по другим видам. Надо уравнять любителей и промышленников. И тут еще возникает один нюанс. В сетку попал карп меньше 30 сантиметров, его выпустили. Но через три-четыре дня он погибнет, потому что ему нанесена травма. Вопрос этот надо решать срочно.

Затронув одну проблему, Федор Владимирович выложил еще несколько. Есть вопрос с сетями, с так называемыми «китайками». Ввоз их запрещен. А они показали себя хорошо при ловле карася и стоили копейки. Рыбаки «Красной зорьки» сделали ставку на них, но сейчас закупить их практически невозможно. И еще одна головная боль, проблема неожиданная: нехватка воды для Червоного. Оно и так мелкое, а тут надо обязательно отдавать воду прудам рыбхоза, подпитывать их. А взамен ни капли. Раньше торфобрикетный завод выручал, откачивая воду из торфяников. Сегодня эта вода уходит в Припять.

— А вот с реализацией продукции вопросов нет, — говорит начальник участка. — Рыбу возим на хладокомбинаты, на рыбокомплексы в Гомель, Могилев. Населению тоже отпускаем. Кстати, после Чернобыля в наших местах брали и молоко для детских садов, и рыбу. Здесь не выпали радиоактивные осадки. Территория чистая. Все проверено. В этом плане вопросов нет. Заказов множество. Возим рыбу в Житковичи, Туров, Петриков, Микашевичи, Столинский район, Светлогорск, Добруш. Цена карася 5500, толстолобика — 6000, судака — 9900, щуки — 9 тысяч рублей. Рыба у нас озерная, людям она нравится, берут охотно. С прибылью, конечно, есть проблемы. Можно повысить цены. Но возьмет ли потом население нашу рыбу? Она полежит и пропадет. Мы ловим 500—600 килограммов в день. И с сохранностью рыбы теперь нет вопросов. Приобрели две машины изотермы, два холодильника поставили новых.

— Появилась прекрасная техника для сохранности рыбы, есть множество заказов, как говорите вы, Федор Владимирович. А может ваш коллектив исполнить то, что просят люди?

— Стараемся. У нас квота сто тонн на год. Думаю, тонну рыбы за день надо вылавливать. С рыбаками проблем нет. Все свои, ребята надежные, из окрестных деревень.

На прощание, как и в Любани, я задал вопрос Федору Раковцу о рыбном косяке, который может накормить белорусов. Не задумываясь, начальник участка ответил:

— А этот косяк начинается здесь, в Князь-озере!

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

(Продолжение следует. )

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter