Все по классике
Прима Большого театра Марина Вежновец в этот вечер в зале за главную. Все дети, которые пришли сегодня на просмотр, — ученики ее балетной школы. За шесть лет существования, рассказывает заслуженная артистка Беларуси, ее выпускники разлетелись по всему миру:— Немецкий Штутгарт, швейцарский Цюрих, московская Академия им. Вагановой, питерская Академия танца Эйфмана… Только в прошлом году пять человек уехали. Отпускать талантливых детей мне не обидно. Главное, чтобы им было хорошо.
В школе у артистки занимается несколько десятков будущих балетных звезд. Воспользоваться возможностью и — если повезет! — получить рекомендацию в Академию танца Эйфмана решили 26 человек. Младшему, шустрому Боре, всего шесть. Пришел скорее из интереса: такого малыша родители, конечно, на обучение в Питер не отпустят.
А вот 10-летняя Ивана Дедович настроена вполне решительно. В школе у Марины Вежновец девочка занимается уже 6 лет. Успела засветиться в финале третьего сезона телевизионного конкурса «Талент краiны» и дважды принять участие в Youth America Grand Prix — международном конкурсе для молодых танцовщиков. В прошлом году вернулась с бронзой. В этом — уже второе место. Мама Иваны, Анастасия, в мечтах видит дочку исключительно прима-балериной, блистающей на лучших сценах мира:
— Педагоги говорят, что она универсальный танцор, который может танцевать и классику, и модерн. Если вдруг не получим рекомендацию в Академию танца Эйфмана, не расстроимся. Все-таки мы понимаем, что там определенные стандарты: длинные ноги, длинное тело…
Требования к будущим воспитанникам и правда жесткие. Внешний вид — первое, на что обращают внимание на просмотре.
Естественная красота, тонкая талия, длинные ноги, руки и шея: для современного танца, который пропагандирует труппа Эйфмана, это идеальная танцовщица.
— В девочке все должно быть эйфманским, от и до. Высокая, красивая, тонкая, звонкая. Ищут только таких, — комментирует Марина Вежновец. — Безусловно, есть те, кто классно танцует, но если комплекция и внешний вид вызывают сомнения, то увы.
Представитель Академии танца Эйфмана Николай Семенов перед началом просмотра подтверждает: внешний вид на этапе отбора — самое главное.
— Длинные стройные ноги, хорошие пропорции, некрупная голова… Безусловно, если ребенку 6–7 лет, он еще может измениться. А если 9, то уже более-менее видно, каким он будет. Вообще из Минска к нам поступает достаточно много воспитанников. Больше трех десятков учится точно.
Отмечу, что белорусские девочки не только очень красивые, но и уровень их подготовки достаточно высокий.То, как все сидят на шпагатах, как гнутся, — видно, что с ними здесь профессионально занимаются.
Никогда не поздно
14-летняя Ангелина Борисова пришла в балет достаточно поздно. Шесть лет отдала художественной гимнастике, еще два — акробатике. В пятый класс поступила уже в хореографическую гимназию-колледж. Это было, рассказывает, единственное место, где она могла одновременно и учиться, и танцевать.
А вот у 8-летней Киры Дыдышко есть все шансы. Поддержать девочку на просмотре приехала тетя Ольга:
— Очень надеемся на рекомендацию, потому что через два года, после четвертого класса, рассматриваем вариант ехать поступать в Россию. Если не в академию к Эйфману, то в «Ваганку» точно (Академию русского балета им. Вагановой. — Прим. авт.).
Надеется на свои силы и 13-летний Ваня Петрашевич. Видит себя, признается, большим артистом, как его кумир Михаил Барышников. Уезжать в Петербург, правда, морально пока не готов:
— Если меня выберут, первым делом поговорю с родителями. Но мама меня одного точно не захочет отпускать. Может, только если с сестрой, мы вместе занимаемся в балетной школе.
…Прямая спина, выворотность ног, подъем стопы и гибкость тела — критерии отбора достаточно серьезные. Просмотрев всех детей, Николай Семенов резюмирует: из 25 человек понравились 8. Это хороший показатель.
— Всех, кто получит рекомендацию, ждем на наших интенсивах, которые, как правило, проходят на каникулах. Во время этих занятий уже педагоги будут смотреть, кто подходит, а кто нет. Если ребенок получает рекомендацию на просмотре, это не значит, что мы его сегодня забираем и увозим в Питер учиться. Это всего лишь первый этап. В дальнейшем, если ребенка отметят педагоги академии, уже будет решаться вопрос о поступлении. К слову, обучение, питание и проживание в интернате для иногородних детей бесплатное.
В Академии танца Бориса Эйфмана с детьми работают не только приглашенные педагоги Академии русского балета им. Вагановой и западные современные хореографы, но и тренеры олимпийской сборной России.leonovich@sb.by