В поисках «длинных» денег...

Крупные иностранные инвесторы проявляют  интерес к определенным белорусским предприятиям и даже отраслям, но пока чаще готовы выступать стратегическими, чем финансовыми партнерами

Крупные иностранные инвесторы проявляют  интерес к определенным белорусским предприятиям и даже отраслям, но пока чаще готовы выступать стратегическими, чем финансовыми партнерами. Впрочем, белорусские предприятия обладают большим потенциалом привлечения финансирования иными методами, чем прямые инвестиции и банковские кредиты. В частности, выпуском корпоративных облигаций. Этот инструмент привлечения займов – один из основных, применяемых западными компаниями. 

Долго, но  надежно 

Почти каждое четвертое белорусское предприятие испытывает недостаток в заемных средствах, показал мониторинг экономики, проведенный Национальным банком. Острее всего в них нуждаются легкая промышленность (около 30 %) и нефтехимическая отрасль (50 %). Причем речь идет о глобальных вложениях, дефицит которых составляет несколько миллиардов долларов. В предыдущие годы предприятия эффективно финансировали модернизацию основных фондов из собственных средств и за счет банковских кредитов. Но сегодня очевидно: отечественные банки не располагают достаточной ресурсной базой для удовлетворения возросшего инвестиционного спроса. Да и концентрировать такие риски только в банковской системе не совсем верно с макроэкономической точки зрения. 

По ряду инвестиционных позиций облигационные корпоративные займы имеют ряд преимуществ перед обычным банковским кредитом. Обеспечением возврата последнего зачастую является залог ликвидного имущества предприятия или гарантии поручителей, которые опять же обладают такими активами. Это серьезное препятствие для получения финансирования предприятиями, у которых износ основных фондов перевалил за отметку 50—60 %. Облигационные же займы согласно белорусскому законодательству выпускаются для реализации инвестиционных проектов. Одно из главных условий – наличие бизнес-плана. Гарантом же погашения облигаций выступают банки, которые размещают облигации. 

Другими словами, если кредит выдается под имущество, то облигации эмитируются под инвестиционный проект. Конечно, размещающие облигации банки берут на себя ответственность по возврату заемных средств. Но это не прямые риски, а косвенные. Во-первых, они распределяются между предприятием, держателями облигаций и компанией, размещающей ценные бумаги. Во-вторых, при эмиссии облигаций банк выступает лишь поручителем и не задействует свои ресурсы. 

Вообще, облигации считаются верным вложением капитала. По надежности корпоративные облигации приравниваются к государственным ценным бумагам. Поэтому и процентная ставка у них намного ниже, чем при использовании других инструментов финансирования. Как правило, верхняя процентная ставка по облигационным займам не превышает самую высокую по банковским кредитам, а нижняя – равна доходности по государственным займам. Еще один плюс облигаций – сроки займов. Как минимум – 1,5—3 года, в России в среднем – 5 лет. Именно поэтому размещение облигаций используют как источник инвестиционного финансирования, когда необходимы «длинные» деньги. Кроме того, в проспект эмиссии можно включить систему оферт – срок, через который эмитент имеет право выкупить досрочно облигации либо пересмотреть на определенных условиях процентные ставки по ценным бумагам. 

Существенный минус этого финансового инструмента – длительная подготовка к размещению корпоративного займа. В Беларуси – около 6 месяцев, в России – как минимум три. Кроме того, привлечение средств через облигации рентабельно только при больших суммах заимствований. Российский опыт показывает, что эффективность облигаций наступает при сумме как минимум в 15—20 миллионов долларов. Кроме того, комиссионный процент банков, размещающих облигации, во многом зависит от имиджа эмитента. Максимальная «плата» за обслуживание облигационного займа – 5 %. Но если эти ценные бумаги выпущены корпорациями так называемого первого эшелона — в России это ОАО «Газпром», топ-десятка нефтяных компаний, то комиссия составляет всего 1—1,5 %, для компаний «второго эшелона» ставка повышается до 2—2,5 %. 

Непроторенная дорожка 

При всей внешней выигрышности займов этот инструмент привлечения финансирования практически не используется отечественными предприятиями. Впервые коммерческое размещение облигаций произвела компания «Белпаркет» в 1997 году. За последние почти десять лет таким способом привлекали инвестиции только полтора десятка предприятий. Такая облигационная вялость объясняется отсутствием наработанной практики их размещения. 

— Сейчас предприятия начинают проявлять активность в этом направлении, — говорит заместитель руководителя отдела бизнес-планирования ЗАО «Институт независимой экспертизы» Юрий Сериков. – Причем потенциальных эмитентов в первую очередь интересует размещение облигаций на российском фондовом рынке. Более высокий спрос на ценные бумаги в соседнем государстве объясняется различиями в налоговом законодательстве. В Беларуси с процентных доходов по облигациям взимается 40-процентный налог, в то время как с доходов от депозитов – 24 %. Поэтому вложения в банки более приемлемы, чем в ценные бумаги. В России налог на процентные доходы от облигаций составляет 24 %. 

Кроме финансовых выгод размещение облигаций дает эмитенту и имиджевые преимущества. Эмиссия таких ценных бумаг предполагает полную прозрачность финансово-хозяйственной деятельности и открытость предприятия. Подобная публичность – один из критериев надежности. Удачное привлечение и погашение облигационного займа способствуют формированию положительной кредитной истории предприятия, опираясь на которую впоследствии можно получить более легкий доступ к кредитным ресурсам. В том числе и по ставкам ниже, чем действующие на финансовом рынке. 

Прибавка к  зарплате 

Средний уровень жизни в западноевропейских странах и США выше, чем в СНГ, не только из-за более высоких зарплат, но и благодаря отличиям в структуре доходов. В них «окладная часть» составляет только около 50 %, остальное  — выплаты по ценным бумагам и прибыль от другой коммерческой собственности. В Беларуси розничный рынок сбережений представлен фактически лишь различными видами банковских депозитов, размещением средств на карт-счетах и государственными ценными бумагами. Фондовый рынок по различным причинам развит слабо. Но прежде всего по причине отсутствия предложения корпоративных ценных бумаг. 

Один из способов привлечь частные средства в белорусскую экономику – размещение облигаций. По мнению некоторых аналитиков, менталитет белорусов еще не созрел для приобретения акций. Приобретение доли предприятия носит некоторую долю авантюризма. Возможно, дивиденды будут большие и выплачиваться регулярно, а котировка акций повысится в несколько раз по сравнению с номинальной. Но не исключен вариант, что компания окажется с «нулевой» прибылью, а то и с убытками. Плохую славу фондовому рынку обеспечила и «чековая» приватизация. Тогда реализовывали акции далеко не самых высокорентабельных и крупных предприятий. Сегодня доходы от таких ценных бумаг подчас составляют всего несколько сотен рублей в несколько месяцев. Другой вопрос, что эти ценные бумаги приобретались за чеки «Имущество», которые населению достались де-факто бесплатно. Но приобретать акции за «живую» копейку могут решиться не многие. 

Облигации же – надежный способ сбережений. И что самое важное, для их потенциального частного потребителя – свои средства отдаешь на время, с гарантией возврата, под определенную доходность. Правда, этот вид ценных бумаг в Беларуси сможет пользоваться популярностью, если предприятия-эмитенты сделают соответствующие шаги в области имиджевого корпоративного пиара. При всей прозрачности финансово-хозяйственной деятельности белорусских крупных предприятий она понятна только специалистам. А для успешного размещения займов среди населения необходимо создавать несколько иной ореол славы. Сегмент имиджевой рекламы в стране практически отсутствует. Даже лидеры рынка не так уж и часто выступают инициаторами кампаний, чтобы напомнить о своих успехах, стабильности и надежности. В отличие от российских корпораций. Скажем, тот же «Газпром», акции и облигации которого находятся в свободном обращении на фондовом рынке, то и дело проводит пиар-акции то со скрытым, а то и с прямым намеком на свою значимость. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter