В Минске в футбольном манеже прошел первый международный YouTube-фестиваль «Відак». Чтобы взять автограф у звезд интернета, зрители стояли в очереди по полтора часа.
Дорогу единорогу
Троллейбус подъезжает к футбольному манежу, и две студентки за моей спиной начинают волноваться: «Как думаешь, мы здесь будем самыми старыми?» И действительно, в очереди на вход, растянувшейся на добрую сотню метров, практически одни школьники, в основном класс седьмой – девятый. Это настоящий праздник разноцветных волос, пирсинга, дорогих кроссовок и голых щиколоток.
Школьница Настя Гайко заглянула на фестиваль в костюме единорога.
– Мне так нравится, – лаконично ответила семиклассница на наши расспросы.
Многие ребята пришли посмотреть на звезд YouTube вместе с родителями, которые весь праздник просидели с кислыми лицами за столиками в кафе, то и дело поглядывая на часы.
Женя Горленко и его мама Оксана специально приехали из Могилева. Для этого им пришлось встать в пять утра. Оксана честно признается: она «не в теме».
– Сын иногда показывает мне ролики, которые ему понравились, но Влада Бумагу от Димы Ермузевича я, пожалуй, не отличу.
– Я тоже недавно завел свой канал, – вступает в разговор Женя. – Снимаю сюжеты о своей жизни. Подписчиков, правда, пока немного – всего сотня.
Телохранитель для ютубера
Развлечений хватало: посетители могли сфотографироваться с картонными фигурами топ-блогеров, примерить очки виртуальной реальности и сразиться с компьютерными монстрами. Отдельно была предусмотрена зона для автографов: чтобы заполучить в ежедневник роспись кумира, нужно было отстоять в очереди полтора часа. Суровые телохранители охраняли Влада Бумагу и Диму Ермузевича от слишком активных поклонниц, которые, дай им волю, заобнимали бы парней до смерти.
Помимо охраны к каждой интернет-звезде был приставлен волонтер, который не только регулировал очередь, но и помогал сделать совместные фото, если оказывалось, что кто-то забыл дома палку для селфи.
– Хочу сфотографироваться со Стасиком, – делится планами десятиклассница Алена Ермашкевич, имея в виду рижанина Стаса Давыдова, автора шоу «This is Хорошо», в котором он обозревает самые популярные интернет-ролики. – Очередь большая, но буду стоять, даже если придется провести здесь несколько часов.
Замечаем в толпе очаровательную семиклассницу Машу Шипилову, которая подготовилась ко встрече с кумиром основательно: принесла с собой карандашный портрет Влада Бумаги, который сама же и нарисовала.
– Потратила на это два дня. Почему именно Влад? Ну, он самый красивый.
Через пару часов встретили Машу в другом конце манежа, и она, светясь от счастья, поделилась новостью: портрет подарила, кумир сказал спасибо.
Звезда из метро
В это время на центральной сцене звезды YouTube по очереди присаживались на диванчик к ведущим и выполняли их задания: комментировали новости, пытались угадать популярный трек, который проигрывали задом наперед. Не обходилось и без дружеских подколок.
– Как ты в кадре сужаешь себе лицо? – спрашивали ведущие у блогера Ильдара Приятного, который обрел популярность благодаря видеоотчетам о похудении.
– Объектив специальный покупаю, – отшучивался Ильдар.
– Дима, это правда, что тебя видели в маршрутке? – спрашивают у другой интернет-звезды Димы Ермузевича.
– Конечно, я каждое утро езжу в ней на учебу. Мы вообще простые ребята: и по секондам ходим, и в метро ездим.
Минчанка Евгения Флайджин выбивается из толпы зрителей. Ей 30, и она тоже ведет свой канал: рассказывает о покупках, о том, как грамотно организовать пространство в шкафу и красиво оформить разворот в ежедневнике. На фестиваль пришла, чтобы узнать от топовых блогеров что-то новое:
– Но вообще большинство зрителей пришли сюда, чтобы «хайпнуть», – просвещает меня Евгения. – Это значит получить свою порцию популярности за счет фото или видео с кем-то из звезд, которые они потом выложат у себя на страничке. Сами ютуберы их мало интересуют – гораздо интереснее пропиариться за их счет. Но вообще блоги – это интересно, возможность научиться чему-то новому. Я, например, стала снимать, монтировать, так что теперь без проблем могу сделать красивое видео для домашнего архива.
Компетентно
Дмитрий Радченко, организатор фестиваля «Відак»:
– Для нас нет ничего удивительного в том, что на фестиваль пришло столько школьников: мы хорошо изучили аудиторию YouTube и знаем, что самые активные пользователи – ребята 13 – 17 лет.
Сейчас видеоблоги – главный конкурент телевидения: раньше все мечтали попасть в телевизор, а сейчас все хотят на Ютуб. Отличие второго в том, что туда может попасть каждый, кто умеет делать что-то хорошо: чинить машины, работать в фотошопе – для каждого найдется своя аудитория.
Блогеры – это огромная сила, и с этим нельзя не считаться. При российской Госдуме даже создали совет блогеров. С ними советуются, к ним прислушиваются, потому что понимают: они формируют общественное мнение и ведут за собой огромное количество людей.
krupenk@gmail.com
В погоне за «хайпом»: в Минске прошел первый международный YouTube-фестиваль «Відак»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.