В победе мы не сомневались

75 лет назад, 17 июля 1942 года, началось одно из главных сражений Красной Армии с нацизмом — Сталинградская битва. Наш читатель, ветеран Великой Отечественной войны, бывший фронтовик, вспоминает, как это было.


В августе 1942 года моих 18–летних друзей–односельчан призвали в армию. Наша деревня Дорохи Кимровского района Калининской области в основном состояла из трех фамилий: Кучумовы, Поповы и Зубовы. В своих письмах они мне потом писали, что, продержав на сборном пункте в Костроме шесть дней, их обмундировали и отправили на Сталинградский фронт. Там дали на двоих одну винтовку (не хватало оружия), и они по трупам шли в атаку.  Такое было положение. За три месяца в нашу деревню пришло 10 похоронок — все мои друзья погибли на Сталинградском фронте...

Пока армии генералов В.Чуйкова и М.Шумилова вели бои в городе, советское главное командование разработало план окружения 6–й армии Паулюса. 21 ноября 1942 года кольцо вокруг 6–й армии замкнулось у города Калач. В котле размером 50 на 40 километров оказалось 300 тысяч немцев и румын, а также 10 тысяч добровольцев, которые перешли на службу к фашистам, и 20 тысяч военнопленных различных национальностей, которые переоделись в немецкую форму и стали воевать против Красной Армии. 

...Меня часто спрашивают о помощи со стороны союзников. Сошлюсь на слова маршала Г.Жукова: «...нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по–настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью». Думаю, ответ исчерпывающий. Все наши «катюши» стояли на американских студебекерах. Американцы и англичане поставляли все необходимое и в огромном количестве по ленд–лизу, и если, например, такой танк сгорел во время войны, мы потом ничего не платили...  Но главным были, конечно, другие факторы — воля советского народа и сила Красной Армии.

Окруженные в Сталинградском котле немцы были деморализованы, голодали. В январе 1943 года ударили морозы. Положение немцев было безнадежно, и 2 февраля остатки 6–й армии в Сталинграде сдались в плен. В книге Эриха Манштейна «Утерянные победы» есть такие слова: «Конечно, Сталинград является поворотным пунктом в истории Второй мировой войны, поскольку на Волге разбилась волна немецкого наступления...»


Сталинградская битва стала также одним из ключевых моментов для укрепления победного духа воинов Красной Армии и всего советского народа. Во время сталинградской обороны народная война достигла своего высшего подъема. Когда после Сталинградской битвы нацисты попадали к нам в плен, они поднимали руки вверх и говорили: «Гитлер капут». В нас жила вера в победу, а у них ее не стало...

Меня призвали в Красную Армию в январе 1943 года. Определили в танковую школу в Горьком учиться на наводчика 76 мм пушки. Экипаж нашей самоходки состоял из четырех человек, и мы поклялись честно выполнить свой долг перед Родиной. Мы, солдаты Великой Отечественной войны, любили свою Родину и верили в победу нашего народа.

Я воевал на I Украинском фронте в 1451–м самоходно–артиллерийском полку. Войска фронта под командованием И.Конева, в том числе и наш полк, 23 апреля 1945 года с юга ворвались в Берлин. Тяжел был путь к столице фашистской Германии, четыре года советские солдаты шли к Берлину.

Я освобождал Западную Украину, где был тяжело ранен, Польшу, Германию. Войну закончил под Прагой, там 10 мая 1945 года произошла встреча с американцами и британцами, а 11 мая состоялся совместный парад. В едином строю шли четыре ряда наших солдат и четыре ряда союзников.

Сейчас мне уже 92 года, и все время я стараюсь вести активную общественную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Светлогорский Совет ветеранов труда поручил мне возглавить лекторскую группу: ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники нацизма и дети войны. В 2014 году в Светлогорской типографии напечатал свою книгу «Воспоминания фронтовика–педагога».

Николай Иванович ТОЛОКНОВ.

Светлогорск.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter