Эксперты о том, как собранный урожай укрепляет продбезопасность и позиции страны на мировом рынке

В плюсе будут все

Вопрос своевременной и качественной уборки урожая, обеспечения его сохранности, эффективной переработки и разумного экспорта всегда находился на контроле Главы государства. На фоне грозящего миру продовольственного кризиса в этом году внимание к теме еще более пристальное. Поэтому очень важно как можно бережнее и аккуратнее сработать в поле и на земле, чтобы продукции хватило и себе, и другим. А спрос будет, и небывалый, — растущие на глазах цены в других странах тому подтверждение. Поэтому Президент во время большого селекторного совещания по уборочной кампании акцентировал: «Вопрос успешной уборочной кампании для Беларуси — стратегический». Эксперты, которых мы попросили прокомментировать итоги совещания, с этим согласны.

Хлеб всему голова

По мнению профессора БГУ Михаила Ковалева, обеспокоенность Президента понятна:

— Порой, чтобы подчеркнуть важность разговора, без жесткой риторики не обойтись. Тем более что случаи недобросовестного отношения к труду на фоне тревожной ситуации в мире выглядят вопиющими. Но надо понимать, что в целом в нашем сельском хозяйстве дела обстоят весьма и весьма неплохо. Да и погода в этом году на нашей стороне — вырос хороший урожай. А это значит, что мы будем с хлебом, мясом и молоком. Сможем не только закрыть внутреннее потребление по этим основным группам товаров. Оно, кстати, станет расти на фоне открытых внешних границ: видим, что к нам едут гости с Востока и Запада, наши соседи, которые с удовольствием покупают и увозят с собой наши продукты.


Нынешний урожай, считает эксперт, позволит в ближайшее время нарастить производство мясо-молочной продукции и заметно увеличить ее экспорт. Этому будет способствовать и рост стоимости продовольствия на внешних рынках. Поэтому очень важно собрать всё до колоска.

Михаил Ковалев напомнил, что наша страна уже сегодня находится в мировых лидерах по продаже ряда продуктов питания. Например, по экспорту сливочного масла и сухой сыворотки мы на 3-м месте, сыров — на 4-м, по реализации за рубеж сухого обезжиренного молока — на 5-м.

— Это очень хорошие позиции для фактически завершившего модернизацию сельского хозяйства Беларуси. И в будущем мы вполне сможем их даже усилить. Но важно при этом следующее: полученные миллиарды должны справедливо распределяться между аграриями и переработчиками, чтобы они могли направить средства на развитие, заслуженно повысить зарплаты и тем самым еще больше мотивировать работников, поднять престиж труда на земле, —
подчеркивает эксперт.

Но, пожалуй, главный вопрос сегодня — обеспечение продовольственной безопасности и насыщение внутреннего рынка качественными и доступными по цене товарами.

— И здесь на первый план выходит тема закладки в стабфонды овощей и фруктов на межсезонье, их сохранности. Согласитесь, стыдно покупать импортную капусту, когда мы в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка собственной. Поэтому объемы стоит увеличить с учетом того, что ранее мы завозили осенью и зимой. При условии, что будут решены вопросы сохранности в товарном виде до конца сезона и сокращения затрат при производстве продукции и ее хранении. Важно, чтобы покупатели были уверены в том, что, скажем, в марте или апреле они без проблем найдут в любом магазине так называемый борщевой набор хорошего качества по приемлемым ценам, — обращает внимание Михаил Ковалев.

Кстати, о ценах. Собеседник подчеркивает, что цены в мире на продовольствие заметно выросли и тенденция эта продолжится:

— Но если сравнивать увеличение стоимости продтоваров у нас и за рубежом, то надо понимать, что в Беларуси цены растут куда скромнее. Особенно это важно на фоне того, что большинство продуктов питания на прилавках у нас отечественного производства. Если и есть свободные ниши, бизнес их оперативно заполнит в ближайшее время. Да и сама природа порой нам помогает: говорят, скоро арбузы завозить не будем — климат на нашем юге подходит для выращивания.

«Можем и умеем»

На особом контроле Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Минсельхозпрода и местных исполкомов стоят формирование и создание стабфондов на межсезонье.

— На сезон 2022/23 года заложим овощи и яблоки в необходимых количествах. Вопрос по объемам прорабатывается, но мы уже сегодня видим, что белорусских яблок заложим раза в четыре больше, чем в прошлом сезоне. Такой вывод сделан исходя из значительного роста продажи отечественных яблок в предыдущем сезоне, —
прокомментировала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова.

К слову, создание стабфондов решает не только гарантированное обеспечение населения рядом популярных продуктов, но и позволяет прогнозировать ценовую ситуацию, что важно для планирования трат в каждом отдельном домохозяйстве и уровня инфляции в целом в экономике. Ведь глядя на динамику роста цен в мире, понимаешь, что вместе с привозными овощами и фруктами импортируется и инфляция, снивелировать которую весьма проблематично за счет резервов внутреннего рынка. Поэтому перед нашими производителями стоит задача максимально обеспечить запросы покупателей. Предприимчивость и отзывчивость окупятся сторицей, уверены в МАРТ. В качестве подтверждения этого тезиса замминистра привела пример:

— По сравнению с первым полугодием 2021-го увеличилась на 1,1 процента доля продажи товаров отечественного производства. Если она у нас в прошлом году была 59,2 процента, то в этом — уже 60,3. Кажется, что увеличение не такое большое, но в денежном выражении это 2,6 миллиарда рублей. Значительно выросла продажа белорусских яблок, моркови, фруктовых и овощных соков, строительных материалов, керамической плитки, холодильников и морозильников, стиральных машин и других товаров. Это говорит о том, что мы можем и умеем производить качественный и доступный для населения товар.

Отдельной продукцией страна обеспечивает себя полностью, в том числе мясной и молочной, некоторыми видами круп, сахаром.


— По отдельным группам товаров в целях импортозамещения мы также стремимся нарастить долю белорусской продукции. Например, макаронные изделия выпускаются у нас из твердых сортов пшеницы и ничем не хуже импортных аналогов. Также наши предприятия с учетом сложившейся обстановки стали выпускать сыр с белой и голубой плесенью, мясные деликатесы: хамон, прошутто, пармскую ветчину. Отечественный товар гораздо дешевле, а его качество ничем не хуже импортного, — отметила замминистра.

Кроме того, с Минсельхозпродом прорабатывается возможность выращивания зелени и овощей, которые в Беларуси производятся в количествах, недостаточных для обеспечения внутреннего рынка. Например, речь идет о шпинате, руколе, сельдерее и других продуктах, особенно популярных у приверженцев здорового питания.

Параллельно перестраиваются цепочки доставки привычных нам привозных товаров, чтобы поддержать привычный ассортимент на полках и полюбившееся меню.

— Импортеры продолжают работу по ввозу в Беларусь из дружественных стран тех продуктов, которые у нас не произрастают. Это цитрусовые, некоторые овощи, ягоды. Объемы поставки по сравнению с прошлым годом увеличились в 1,5 раза по данным группам товаров, — поделилась наблюдениями Нина Емельянова.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter