В Пинске в Полесском драматическом театре 15-й сезон ознаменовался громким «метеорологическим» явлением. Сейчас в самом сердце Полесья проходят премьерные показы спектакля «Гроза» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского в постановке молодого белорусского режиссера, студента выпускного курса ГИТИСа Даниила Филипповича. Более 160 лет не иссякает этот «луч света в темном царстве», как образно окрестил в своей знаменитой статье главную героиню пьесы Катерину публицист Николай Добролюбов.
Ученик Михаила Левитина и Романа Виктюка по ГИТИСу 26-летний Даниил Филиппович пошел своим путем. И путь этот усеян если не розами, то приятными открытиями точно. Пинская «Гроза» — спектакль амбициозный, интеллектуальный. И свежий (как и положено после настоящей грозы). Во-первых, режиссеру было на что опереться — на сильную труппу, с одной стороны, и на поддержку директора театра Александра Николаевича Лукашенко — с другой. Во-вторых, есть личное отношение к теме и проблематике пьесы, что сегодня, когда почти у каждого второго режиссера «нос холодный», качество важное.
Поначалу создается впечатление, что в постановке слишком много легкомысленной эксцентрики и китча в костюмах, гасящих подлинный натурализм и здоровую чувственность. Но постепенно эксцентрика отходит на второй план, градус высокой трагедии нарастает. Актриса Елена Андреева, выпускница Белорусской государственной академии искусств, играет Катерину предельно эмоционально, включая на полную мощь свой природный женский магнетизм. Это одна из лучших Катерин на белорусской сцене. В какие-то мгновения кажется, что пинская сцена для Андреевой чересчур мала, что она разнесет ее в щепки. Актриса такого дарования могла бы украсить своей харизмой и столичные подмостки.
— Для меня эта история похожа на мою личную жизнь и связана с какими-то моими личными переживаниями, — признается Даниил Филиппович. — Я стараюсь не определять общую канву, в которой работаю. Что-то приходит в спектакли из моих снов, моего детства. Во многих моих постановках преобладает красный цвет. Для меня это цвет тепла, любви, страсти, которую мне давали бабушка, родственники, друзья, близкие.
Директор и художественный руководитель Полесского драматического театра Александр Николаевич Лукашенко работой с Даниилом крайне доволен:
— Понятно, что в сотрудничестве с молодыми режиссерами есть своеобразный риск. Когда труппа работает только со штатными режиссерами, глаз где-то замыливается, необходима в хорошем смысле слова встряска. Поэтому мы в свое время с удовольствием работали с Виталием Барковским, и результатом стал спектакль Nach Hause («Домой») по пьесе Елены Поповой, а после и «Пінская шляхта» Дунина-Марцинкевича. Я, может быть, любитель более традиционного искусства, но решил рискнуть и ни грамма не пожалел, видя, какое воодушевление появилось у актеров еще на стадии подготовки и читки. Даниил как молодой и амбициозный режиссер привнес много нового в репетиционные формы.
КСТАТИ
В сентябре прошлого года спектакль «Вий», поставленный в Полесском драматическом театре по пьесе Нины Садур режиссером Павлом Мариничем, был отмечен призами в двух престижных номинациях на VII Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег». По словам Александра Николаевича Лукашенко, театр старается посещать один-два фестиваля в год: «Очень плотный контакт у нас с молдаванами, с кишиневским театром «С улицы Роз» имени Юрия Хармелина. Они выступали на нашей сцене минимум три раза, столько же мы были в Молдове, принимали участие в их фестивале-лаборатории камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ». Несколько лет назад возили «Пінскую шляхту» на XV Международный театральный форум «Золотой Витязь — 2017» в Москву, где из рук Николая Бурляева я получил «Золотой диплом» в номинации «За актерский ансамбль».
pepel@sb.by
Фото предоставлены Полесским драматическим театром