Полесский драматический театр приглашает на премьерные показы драмы «Гроза», поставленной молодым режиссером Даниилом Филипповичем

В Пинске разразилась «Гроза»

В Пинске в Полесском драматическом театре 15-й сезон ознаменовался громким «метеорологическим» явлением. Сейчас в самом сердце Полесья проходят премьерные показы спектакля «Гроза» по пьесе классика русской драматургии Александра Островского в постановке молодого белорусского режиссера, студента выпускного курса ГИТИСа Даниила Филипповича. Более 160 лет не иссякает этот «луч света в темном царстве», как образно окрестил в своей знаменитой статье главную героиню пьесы Катерину публицист Николай Добролюбов.


Поразительно, как это произведение Островского открыто сегодня для самых смелых интерпретаций. Худрук БДТ Андрей Могучий свою «Грозу» явил зрителю в форме площадного театра. Евгению Марчелли для постановки этой пьесы в Театре наций понадобился на сцене… бассейн. Григорий Константинопольский в экранизации «Грозы» перенес действие в наши дни, превратив Кабаниху в приблатненную владелицу ресторана, где с утра до ночи гремит «Кабриолет» Любы Успенской, а Кулигина — в рэпера, читающего остросоциальные вирши. В центре внимания Константинопольского — доминирование, абьюз, фейки, гендерное неравенство, троллинг. Пусть и не знал Александр Николаевич Островский таких словечек, но, по сути, про все это и писал.

Ученик Михаила Левитина и Романа Виктюка по ГИТИСу 26-летний Даниил Филиппович пошел своим путем. И путь этот усеян если не розами, то приятными открытиями точно. Пинская «Гроза» — спектакль амбициозный, интеллектуальный. И свежий (как и положено после настоящей грозы). Во-первых, режиссеру было на что опереться — на сильную труппу, с одной стороны, и на поддержку директора театра Александра Николаевича Лукашенко — с другой. Во-вторых, есть личное отношение к теме и проблематике пьесы, что сегодня, когда почти у каждого второго режиссера «нос холодный», качество важное.

Поначалу создается впечатление, что в постановке слишком много легкомысленной эксцентрики и китча в костюмах, гасящих подлинный натурализм и здоровую чувственность. Но постепенно эксцентрика отходит на второй план, градус высокой трагедии нарастает. Актриса Елена Андреева, выпускница Белорусской государственной академии искусств, играет Катерину предельно эмоцио­нально, включая на полную мощь свой природный женский магнетизм. Это одна из лучших Катерин на белорусской сцене. В какие-то мгновения кажется, что пинская сцена для Андреевой чересчур мала, что она разнесет ее в щепки. Актриса такого дарования могла бы украсить своей харизмой и столичные подмостки.


Опытная Ольга Шендер, играющая Кабаниху, работает крупными широкими мазками, вызывая оживление в зрительном зале при каждом своем появлении. В одной из сцен она так лупит банным веником своего сына Тихона (Павел Рыжов), что сердца зрителей сжимаются от жалости. Не уступают прекрасным дамам в спектакле и остальные актеры-мужчины — Сергей Бирульчик (Борис Григорьевич), Сергей Волков (Кулигин), Андрей Бастунец (Кудряш). У Даниила Филипповича получился целостный, ансамблевый, озорной и оригинальный спектакль с интересными актерскими работами и талантливыми находками молодого художника Анастасии Мяделец.

— Для меня эта история похожа на мою личную жизнь и связана с какими-то моими личными переживаниями, — признается Даниил Филиппович. — Я стараюсь не определять общую канву, в которой работаю. Что-то приходит в спектакли из моих снов, моего детства. Во многих моих постановках преобладает красный цвет. Для меня это цвет тепла, любви, страсти, которую мне давали бабушка, родственники, друзья, близкие.

Директор и художественный руководитель Полесского драматического театра Александр Николаевич Лукашенко работой с Даниилом крайне доволен:

— Понятно, что в сотрудничестве с молодыми режиссерами есть своеобразный риск. Когда труппа работает только со штатными режиссерами, глаз где-то замыливается, необходима в хорошем смысле слова встряска. Поэтому мы в свое время с удовольствием работали с Виталием Барковским, и результатом стал спектакль Nach Hause («Домой») по пьесе Елены Поповой, а после и «Пінская шляхта» Дунина-Марцинкевича. Я, может быть, любитель более традиционного искусства, но решил рискнуть и ни грамма не пожалел, видя, какое воодушевление появилось у актеров еще на стадии подготовки и читки. Даниил как молодой и амбициозный режиссер привнес много нового в репетиционные формы.

КСТАТИ

В сентябре прошлого года спектакль «Вий», поставленный в Полесском драматическом театре по пьесе Нины Садур режиссером Павлом Мариничем, был отмечен призами в двух престижных номинациях на VII Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег». По словам Александра Николаевича Лукашенко, театр старается посещать один-два фестиваля в год: «Очень плотный контакт у нас с молдаванами, с кишиневским театром «С улицы Роз» имени Юрия Хармелина. Они выступали на нашей сцене минимум три раза, столько же мы были в Молдове, принимали участие в их фестивале-лаборатории камерных театров и спектаклей малых форм «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ». Несколько лет назад возили «Пінскую шляхту» на XV Международный театральный форум «Золотой Витязь — 2017» в Москву, где из рук Николая Бурляева я получил «Золотой диплом» в номинации «За актерский ансамбль».

pepel@sb.by

Фото предоставлены Полесским драматическим театром
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter