«Наши столы и стулья даже в Казахстане» — на экспортной карте Ельской мебельной фабрики появились новые страны

В первом мебельном ряду

Ельск — маленький городок почти в 200 километрах от Гомеля. Переработка древесины — в числе основных направлений развития экономики района. Ельская мебельная фабрика — один из основных белорусских производителей столов и стульев из массива дерева. Уже 30 лет предприятие находится в составе Мозырского деревообрабатывающего комбината, но финансово оно абсолютно автономно. Завод работает без кредитов, долгов и активно развивается, что подтверждает динамичная финансовая статистика.

Дуб, ольха, сосна, береза

В 2021 году предприятие продало мебели на 5 миллионов рублей, в планах на нынешний — добавить к этой сумме еще почти полтора миллиона. Производство продукции за январь — август по сравнению с аналогичным периодом минувшего года выросло на 20 процентов.

— Работаем стабильно, за счет собственных средств, без кредитов, за все расплачиваемся вовремя, — директор фабрики Сергей Патапенко ведет нас по производству. — Сейчас проводим модернизацию лесопильного цеха, благодаря чему создадим новые рабочие места. У нас в районе только два крупных промпредприятия, поэтому уверены, что с поиском сотрудников проблем не возникнет.


Половина ельской мебели уходит на экспорт. Основные рынки сбыта столов и стульев — Россия, Молдова, Азербайджан и Литва. В этом году на экспортной карте появилась новая страна — теперь пятая часть производимой на фабрике мебели отправляется в Казахстан.

— Пробную партию продукции мы отправили туда еще в минувшем году, это были наборы стульев, — рассказывает Сергей Патапенко. — Мебель покупателям понравилась, поэтому у нас есть все основания надеяться на долгосрочное сотрудничество с этой страной. На стадии проработки — узбекский рынок, заказчики уже получили образцы стульев. Для нас это очень перспективное направление, рассчитываем, что туда можно будет поставлять около 10—15 процентов производимой мебели. Всего в ассортиментном ряду около сорока наименований продукции.

Станочник Владимир Кондрачук на фабрике почти 30 лет. Пришел сюда после школы, потом призывался в армию и, отдав долг Родине, вернулся на производство:

— Родители тоже здесь работали, оба по 40 лет. Мать была мастером в лесопильном цеху, отец — столяром-станочником в сборочном. Вот со стороны, может, кажется, что мы одно и то же делаем. Но нет, постоянно выпускаем что-то новое — и это всегда интересно.

Половина ельской мебели уходит на экспорт. Основные рынки сбыта столов и стульев — Россия, Молдова, Азербайджан и Литва.

Мебель на фабрике производится только из массива дуба, ольхи, березы, сосны на современных станках. Десять лет назад предприятие получило кредит на модернизацию, с 2012-го по 2016-й за эти средства построили котельную на местных видах топлива, закупили новые сушильные камеры, точечно обновили позиционное оборудование. Также в цеху появились две покрасочные камеры, сейчас ведутся работы по их установке и вводу в эксплуатацию.

— Новые камеры полностью соответствуют современным стандартам по экологичности. Рассчитываем, что новое оборудование повлияет на рост объемов производства, — отмечает директор. — Также мы приобрели высокопроизводительные лакокрасочные аппараты — они работают быстрее, а для их заправки подходит более широкий спектр компонентов.

Кстати, соответствие продукции высоким стандартам — под строгим контролем ведущего инженера по качеству Анастасии Биязовой. Девушка пришла на предприятие год назад после окончания БГТУ, отработала по распределению и решила остаться.

Анастасия Биязова, ведущий инженер по качеству.

— Это очень перспективная работа, — уверена Анастасия. — В Беларуси мало предприятий, работающих с массивом дерева. Мы часто ездим на выставки, смотрим на новые веяния в мебельном производстве и стараемся увиденное использовать на фабрике. Всегда нужно развиваться, расширять кругозор, учиться, экспериментировать. Недостаточно того, что наша мебель просто качественная, она должна быть популярной.

Раскроить лес — дело творческое

В цеху сборки мебели ровными рядами стоят стулья — черные, коричневые, бежевые и хит — белые, в скандинавском стиле, который надежно удерживает лидерство в дизайне интерьеров. Каждый год предприятие добавляет как минимум по три новых образца мебели, в основном это стулья, доля которых в общем объеме производства занимает 85 процентов.

Оксана Юрченко — станочник, на предприятии вместе с родной сестрой трудится уже 17 лет. Раскройку леса Оксана сравнивает с тонкой и творческой работой закройщика.

— Рисую контуры фрагментов мебели на шаблоне, потом вырезаю — за день необходимо выпилить около тысячи таких «выкроек», — делится тонкостями своего труда собеседница. — Нельзя ошибиться ни на миллиметр: от точности раскроя зависит весь дальнейший процесс изготовления мебели.

Мебель на фабрике производится только из массива дуба, ольхи, березы, сосны на современных станках.

Отделочник Виктория Назарчук на несколько лет уходила с фабрики, пыталась найти себя в другой сфере, но потом вернулась — соскучилась по своему цеху.

— Для меня обработка древесины — это связь с природой, я слышу, как пахнет дерево, — улыбается Виктория. — Я увлечена тем, что делаю, поэтому даже не замечаю, как проходит день.

Сначала деньги, потом стулья?

Но все же, несмотря на имеющуюся финансовую стабильность, форс-мажор может возникнуть и на ровном месте.

— Сейчас непростая экономическая ситуация. Каким образом вы страхуетесь в работе с покупателями от возможных финансовых потерь? Работаете строго по предоплате? — интересуемся мы.

— Так мы работаем только с новыми клиентами — сначала нужно изучить заказчика, понять, насколько он порядочен в проведении сделок. Если проблем с оплатой не возникает, то дальше работаем с отсрочкой платежей до 60 дней.

Каждый год предприятие добавляет как минимум по три новых образца мебели, в основном это стулья, доля которых в общем объеме производства занимает 85 процентов.

— Тяжело конкурировать с коллегами по производству столов-стульев?

— Конкуренция, конечно, есть, но у нас своя ниша, свои рынки сбыта, постоянные заказчики. То есть мы работаем не на выживание, а на дальнейшее развитие. Не так много в Беларуси и даже за пределами производителей мебели из массива дерева, поэтому мы себя на этом рынке чувствуем уверенно.

— У вас есть собственная товаропроводящая сеть?

— Нет, своих магазинов у нас нет, мы работаем по принципу B2B — то есть в основном производим свои товары не для конечного потребителя, а для другого бизнеса. Хотя вместе с тем мы готовы продать любому покупателю и один стул, если нужно. Наша система продаж очень гибкая, мы удовлетворяем запросы как крупных заказчиков, так и розничных покупателей.


КОМПЕТЕНТНО

Игорь АСЛЮК, председатель комитета экономики Гомельского облисполкома:

— Вопросы повышения эффективности работы промышленных предприятий, в том числе наращивания объемов производства и снижения запасов готовой продукции, регулярно рассматриваются на областных совещаниях. Совместно с республиканскими органами государственного управления облисполкомом постоянно проводится точечное изучение проблем отдельных предприятий с выработкой мер по стабилизации их финансово-хозяйственной деятельности и обеспечению восстановительной динамики роста до конца 2022 года.

Кроме того, в сложившихся внешнеэкономических условиях промышленные предприятия активно работают над замещением импортных сырья, материалов и комплектующих. В текущем году в области проведен ряд мероприятий, в том числе с участием представителей малого и среднего предпринимательства, по вопросу возможной организации производств продукции, ранее закупаемой по импорту. Так, в июне — июле 2022 года такие мероприятия прошли в ОАО «Гомсельмаш», ОАО «СветлогорскХимволокно», на филиале «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» и других предприятиях.


severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter