Дмитрий Манцевич: олимпийские медали можно завоевывать без химии

В перспективе — секунды

На недавнем чемпионате Швеции Александра Герасименя переписала национальный рекорд на дистанции 50 метров. На спине. Это не считается ее коронной дистанцией. Но это обстоятельство вряд ли может нивелировать значимость случившегося. Особенно если учесть, что опередила Саша свое же достижение, поставленное несколько лет назад в пору повсеместного использования в профессиональном плавании неопреновых костюмов, после запрета которых установленные рекорды называли вечными. Впрочем, главный тренер сборной Дмитрий Манцевич (на снимке) к подобным утверждениям всегда относился скептически. И в шведском заплыве Герасимени, как и в окружающей сегодня мировое плавание мути, он способен разглядеть порой невидимые с бортика перспективы:


— Плавание — один из тех редких видов спорта, где один и тот же спортсмен может успешно выступать на различных дистанциях и в различных видах программы. И поэтому выход Герасимени на рекордные скорости плавания на спине — хороший знак. Это значит, что ее тело готово к таким нагрузкам. Саша шесть недель тренировалась в США: новые приемы, методики, люди, атмосфера... Остается вопрос техники и веры в себя.

— Стоило ли рисковать и менять ход подготовки в олимпийском сезоне?

— Мы обсуждали это и с Сашей, и с ее тренером Еленой Климовой. С 2014 года на крупных соревнованиях Герасименя не показала улучшения результатов по сравнению с подготовительными соревнованиями. При том, что остальная команда неизменно прибавляла. Это уже была тенденция, и было бы глупо наступать на те же грабли еще раз. Изменить Сашу мы не могли, следовательно, было решено поменять ее окружение. Сперва Герасименя хотела поехать тренироваться в Россию у Натальи Козловой. Но не вышло. После этого с помощью Юлии Ефимовой мы провели переговоры с известным американским тренером Дэвидом Сало и договорились о сотрудничестве. Это должно было помочь: переезжая в другое место, спортсмен оказывается в обстановке, где его никто не знает. Сашу воспринимали не как лидера и надежду на медали, а просто как спортсменку, показывающую определенный результат. Это, с одной стороны, помогло разгрузить Герасименю, а с другой — позволило тренерам взглянуть на нее другими глазами. 

— Не могу не спросить о Ефимовой. Для вас стала неожиданностью история с милдронатом и последовавшими разоблачениями?

— Все это в очередной раз доказало, что человеческая глупость безгранична. Ефимова, например, дважды наступила на одни и те же грабли. В первый раз попалась на препарате, который входит в добавки для потери веса. Они в подавляющем большинстве случаев используются любителями: серьезного эффекта и преимущества от таких препаратов не дождешься. И сейчас аналогичная история произошла с милдронатом.

— Сейчас вроде как употреблявших милдронат спортсменов наполовину амнистировали. По крайней мере, тех из них, кто не сознался в том, что употреблял его после 1 января, и у кого содержание препарата было незначительным.

— Я 25 лет отработал в Словении, где нет никаких милдронатов. Когда же приехал сюда, неожиданно столкнулся с ситуацией, когда здоровые спортсмены использовали лекарственные препараты. Милдронат — это лекарство, которое используют для лечения определенных заболеваний сердца. А его применяли направо и налево, объясняя это тем, что спортсмены тренируются и им нужна поддержка. Но это ведь не показание для применения лекарственного препарата! Шарапова, например, рассказывает, что она 10 лет применяла лекарственный препарат, не имея для этого никаких показаний в медицинской карте.


— Подозреваю, что милдронат не единственный препарат, который применялся без показаний?

— Этот список широко известен: милдронат, эзафосфина, неотон, актовегин, запрещенный год назад предуктал... Причем за границей эти препараты, на которые здесь тратят огромные деньги, не используются вообще. И распространенная позиция, что мы вынуждены применять препараты позапрошлого века из-за собственной бедности, не выдерживает никакой критики. Правда же в том, что те, которые реально помогают улучшить результат, в спорте давно запрещены. Оставшиеся попросту не могут дать ощутимое преимущество, и отсылка к тому, что соперники используют недоступные нам новейшие технологии, чаще всего является попыткой оправдать собственную несостоятельность. Интересный момент: в Беларуси все препараты для национальных сборных заказываются через РНПЦ спортивной медицины. И директор этого центра Геннадий Загородный не так давно констатировал очень показательную ситуацию: «80 процентов из того, что вы заказываете, не работает, а эффективность остальных 20 процентов до сих пор не доказана». Но заказывать-то продолжают...

— А что нужно заказывать?

— Например, БАДы. Но главное — качественное и правильное питание. Вот куда нужно деньги тратить. На хорошие условия, которые позволили бы ребятам спать на человеческих кроватях, в собственной комнате. Пловец  должен иметь возможность семь раз в день питаться, и не сосисками, а сбалансированной едой. Тогда мы не будем с подозрением воспринимать то, что за границей спортсмены не используют никаких инъекций. И начнем, наконец, привлекать в плавание изначально здоровых, сильных людей.

— Где же их взять-то в таком количестве?

— А сколько у нас Саш Герасимень? Много? А у нее, кстати, такая ЭКГ, что французские специалисты попросили ее оставить в качестве наглядного пособия. Так что это ерунда, что у нас нет здоровых людей, как ерунда и то, что профессиональный спорт — это несовместимое со здоровьем перенапряжение организма. Все проблемы от неправильных тренировок и ошибочной селекции. Все это — прямой путь к «необходимому» использованию фармакологии. И мне кажется, нынешняя ситуация в конечном счете приведет к тому, что мы очистимся.

— Что у пловцов сейчас в повестке дня?

— Перед национальной командой стояла задача выйти на уровень личных достижений к чемпионату Беларуси. Он в Бресте стартует 19 апреля. И в этот период во всем мире начинается отбор на Олимпиаду. Так что увидите:  национальные и личные рекорды до мая будут падать не только у нас. И чтобы в нужный момент уметь выводить себя на максимум возможностей, это нужно делать как можно чаще. К тому же именно в Бресте мы будем проводить отбор на Игры, ради этого из Америки прилетели Павел Санкович и Светлана Хохлова, прилетела и Саша Герасименя... Для повышения уровня мы приглашаем и иностранных спортсменов. Так что обстановка будет очень серьезной, а по результатам можно в первом приближении прикинуть, кто и на что будет способен претендовать на Олимпиаде в Рио.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter