Ректор БГПУ о том, как школьнику не ошибиться с выбором профессии

В педагоги — по призванию

В кабинете ректора БГПУ имени М.Танка Александра Жука бережно расставлено несколько миниатюрных копий скульптуры «Учительница первая моя», которую к 100-летию университета установили у входа в главный корпус. «Это педагогический «Оскар», — улыбается наш собеседник. Такие статуэтки ежегодно вручают лучшим студентам вуза. Но как попасть в число лучших не только в учебе, но и в своем деле? И как современному школьнику не ошибиться с выбором будущей профессии? Ответ на эти вопросы вместе с Александром Ивановичем мы искали на примере педагогических классов и карьеры учителя.


— Александр Иванович, в этом году ваш университет во второй раз набирал выпускников педагогических классов. Можно уже делать какие-то выводы о том, помогает ли такой подход лучше определиться с профессиональным выбором?

— В прошлом году к нам поступили 130 выпускников педклассов, в этом — 223, и мы видим, что это прекрасные ребята. Они учатся лучше, чем другие выпускники школ, и если средний балл сессии у нас был 6,8, то у прошедших через педклассы — 7,5. Такие студенты социально активны, в прошлом году 13 из них стали старостами групп, они включились в волонтерскую деятельность, проявляют себя в культурно-массовой работе и спорте. Поэтому можно смело говорить: эти ребята сознательно сделали свой выбор в сторону педагогической профессии, у них есть представление о ее плюсах и минусах. А еще такие студенты обладают двумя основными для педагога качествами: любят свою будущую профессию и любят детей.

— Вашему примеру следуют и другие сферы. В этом году открылись аграрные классы. Но насколько за школьной партой можно показать реалии профессии?

— Что касается педклассов — это серьезный факультатив, разработанный нашими специалистами и утвержденный Министерством образования. Он включает 140 часов. Старшеклассники изучают два модуля педагогических и два психологических, пробуют себя в качестве учителей младших классов со школьниками, проводят массовые мероприятия, оказывают помощь учителям, создают свое портфолио. В итоге делают выбор в пользу педагогики даже с учетом того, что предстоит отрабатывать по распределению 5 лет. Хотя надо сказать, что выпускники педклассов учитывают это обстоятельство: из 223 человек в этом году только около 170 воспользовались правом поступления без экзаменов, остальные сдавали ЦТ, хотя у многих были рекомендации педсовета. И поэтому одно из наших предложений — вернуться к вопросу о сроках отработки. Либо как альтернатива отменить целевой набор на педагогические специальности: сегодня в стране уже 420 педклассов, в них обучаются 4400 школьников, и все эти классы равномерно распределены по стране. У таких выпускников по сравнению с целевиками выше и баллы, и мотивация. В других сферах сложнее выстроить факультатив, подобный нашему. Почему? Все-таки наших абитуриентов объединяет то, что все будущие учителя должны знать педагогику, психологию, уметь работать с детьми. В то время как, скажем, в аграрной сфере широкий спектр направлений — животноводы, полеводы, механизаторы, и каждая из профессий требует разных умений и навыков. Поэтому здесь понадобится чуть больше времени для отлаживания системы. А вот у медиков такая идея могла бы сработать, но им это и не нужно, ведь нет проблем с конкурсами и проходными баллами.

— То и дело ходят разговоры, что возможностью поступать на ту или иную специальность без экзаменов пользуются лишь те отличники, которые не уверены в своих силах и боятся сдавать экзамены.

— Это миф. Если человек идет в университет на особых условиях, он должен выдержать целый ряд требований. В нашем случае у выпускника педкласса все оценки в аттестате должны быть не ниже семи, а по профильным предметам — не меньше восьми. Чтобы получать такие оценки, нужно очень хорошо учиться. Такие абитуриенты должны иметь рекомендацию педагогического совета, а те очень ответственно к этому относятся: в нынешнем году окончили педагогические классы 2110 выпускников, из них рекомендации педагогических советов получили всего 674. Это более 30%. Почему? Во-первых, они, скорее всего, не выдержали требования по баллам аттестата, а во-вторых, педагогический коллектив дает рекомендации лишь тем, кто действительно готов к профессии. Всего же по стране на педагогические специальности поступил каждый четвертый выпускник таких классов. У нас стояла задача отобрать мотивированных и лучших, в итоге сегодня из 800 бюджетников на первом курсе у нас 223 выпускника педклассов, 167 медалистов, 335 выпускников лицеев и гимназий — это хорошо подготовленные ребята. И скоро страна получит новое поколение качественных педагогов.

— По сути, учеба в классе определенной направленности может еще и показать, что образ профессии был слишком романтизирован и тебе больше подойдет что-то другое.

— Мы проводим анкетирование среди учащихся педклассов, и более 50% говорят, что факультатив «Введение в педагогическую профессию» помог им самоопределиться. 40% из тех, кто не будет поступать на педспециальности, тоже отмечают, что это полезно, и полученные знания нужны не только будущим педагогам. И в этом есть смысл, ведь человековедческих дисциплин у нас в школе нет, мы не изучаем человека как личность. Нет, скажем, психологии, хотя должна быть, чтобы ребята лучше себя понимали, умели уходить от конфликтов. И сейчас мы готовим предложение, чтобы в школе появился курс, связанный с психологией личности, самопознанием.

— То есть это может стать еще одним шагом в сторону правильного выбора профессии?

— Безусловно. Молодые люди будут понимать, в какой системе им лучше работать: человек — человек, а может, человек — техника. Есть модные профессии, куда многие хотят пойти, но конкретно тебе они могут не подходить. Когда школьники познают себя, поймут свой характер и темперамент, это позволит им более сознательно сделать выбор.

— Сейчас звучат предложения проводить собеседования для поступающих на ряд профессий. Через такую процедуру проходят те, кто идет к вам без экзаменов. Возможно ли в ходе короткой беседы в аудитории понять, подходит ли человеку профессия, на которую он претендует?

— В нашем случае это едва ли не формальная процедура: мы смотрим портфолио и видим, что за два года ребята уже себя попробовали и проявили в будущей профессии, их заметили педагоги, и это не случайные люди. Все–таки к обычному собеседованию человек готовится, продумывает, как лучше ответить, а здесь способности уже проверены в деле. Кстати, мы решили начать еще раньше: у нас есть экспериментальный проект по допрофильной подготовке. В 15 школах страны апробируем модель подготовки детей 5 — 9–х классов к будущей профессии, то есть вводим элементы педагогических знаний, какие–то профессиональные пробы, чтобы как можно раньше определялись и сознательно шли в педкласс.

— В педагогической среде бытует мнение: современные дети другие, и обучать их, ориентировать на профессию тоже нужно уже по–новому. Вы согласны?

— Ученые–футурологи прогнозируют, что к середине века перечень профессий изменится на 80%. Поэтому сегодня нужно готовить детей к жизни и работе в условиях неопределенного будущего. Нужны ключевые компетенции XXI века, связанные с гуманитарно–психологической сферой: умение общаться, анализировать информацию, работать в команде, ведь даже в науке уходит время ученых–одиночек. Кроме того, сегодня один из трендов — идея устойчивого развития, которая должна пронизывать все уровни образования, от дошкольного до образования взрослых, и реализовываться на протяжении всей жизни человека.

pasiyak@sb.by

КСТАТИ

Вчера педагогов страны чествовали в Большом театре оперы и балета. Министр образования Игорь Карпенко, поздравляя коллег с профессиональным праздником, сделал акцент на престиже профессии, который измеряется не только заработной платой, но и уважительным отношением общества:

— Мне кажется, это отношение изменилось к лучшему, замечаю много публикаций об интересных педагогах–новаторах. Что касается зарплат, то мы внесли свои предложения в Совмин по ее поэтапному повышению до 2025 года. И уже сделаны конкретные шаги в этом направлении. Важно, что мы обратили внимание и на вспомогательный персонал, который помогает обеспечить образовательный процесс. Работа учителя сродни актерской или режиссерской, ведь каждый урок не похож на другой. Эту профессию нельзя загнать в какие–то бюрократические рамки.

По словам Игоря Карпенко, сейчас проходит экспертизу новая редакция Кодекса об образовании, в стадии согласования проект по открытию детского технопарка, который поможет ребенку познавать будущую профессию с азов. Возможно, в нашей стране появится в рамках эксперимента и школа международного бакалавриата.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter