В эти выходные учителя отмечают свой профессиональный праздник

В патриотизме школьный учитель не имеет права проигрывать

В эти выходные более 100 тысяч учителей страны отметят свой профессиональный праздник
В эти выходные более 100 тысяч учителей страны отметят свой профессиональный праздник. Накануне познакомилась с «Лучшим учителем года Беларуси-2014» Виктором Жуком. Прогрессивный молодой преподаватель признался мне, что он реалист. На вопрос, почему его профессия сегодня в стране из разряда остродефицитных, ответил, что причина в низком уровне зарплаты учителей. «Многие молодые специалисты не хотят идти в педагоги, потому что они перегружены бумажной работой. Боятся официоза». 


Пример Виктор Жук привел такой. Из группы, где учился лучший учитель года, по специальности работают только несколько человек. То есть в педвузы идут получать не специальность, а высшее образование. Ту самую «корочку», которую многие воспринимают как пропуск в «социальный» лифт. И такое позиционирование, скорее, не исключение из правил, а тенденция. Прагматично настроенная молодежь, пусть даже с дипломом педагога в кармане и потраченными на него пятью годами в университете, не идет работать по специальности. Зачем же занимали места, на которых могли бы учиться одаренные ребята?


Определенные преференции для такой категории абитуриентов появились во вступительной кампании этого года. Без экзаменов в педвузы принимались выпускники школ — медалисты и обладатели дипломов ссузов и профтехучреждений образования с отличием. Мое личное мнение, мера эта абсолютно правильная. Знаю по себе: те из ребят, кто учится в школе на «отлично», и на старте студенческой жизни отличаются прилежанием и усидчивостью. Важные для учителя качества. Таких отличников в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка поступило 100 человек. По сравнению с прошлым годом выросли и проходные баллы по большинству специальностей, значит, в педвузы стали заглядывать больше мотивированных на то абитуриентов. Тот же БГПУ развивает так называемую систему педагогических классов, открывает филиалы кафедр в школах, лицеях…


Но все же, как ни мотивируй абитуриента поступать в педагогический вуз, быть учителем — это талант. У кого-то он есть, у кого-то нет. Тот же Виктор Жук изначально в университет на истфак поступал из-за любви к истории. Преподавать не мечтал. Но уже после практики в школе понял, что быть учителем — призвание. Он предлагает и вовсе делать педпрактику для студентов хоть с первого курса. 


Если начистоту: сами педагоги нередко готовы пойти из профессии в... рабочие на стройку. Почему? По данным Национального статкомитета, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Беларуси в январе—августе — 5,9 миллиона рублей. А учителя в среднем зарабатывают 4,4 миллиона рублей. В то время как в строительстве эта цифра в два раза больше. А ведь и у школьного учителя ответственности не меньше. Кроме того, что проводит уроки, берет и классное руководство (опять же чтобы заработать копейку), готовится к завтрашним занятиям, проверяет тетради, посещает неблагополучные семьи… И главное — учитель формирует личность ребенка, воспитывает в нем в первую очередь патриота своего Отечества. Это, согласитесь, великая миссия. Как-то Бисмарк сказал, имея в виду франко-прусскую войну: «Эту войну выиграл школьный учитель». Он знал, что говорил. Именно в качестве школьного образования — основа всей культуры нации. Поэтому учителя вправе рассчитывать на денежную оценку их труда адекватно затраченным усилиям. Как на стройке: выполнил объемы — получил деньги либо весомый соцпакет (как поощрение учителю).


…Мой двоюродный дед Иван Цивинский был сельским учителем, жил в деревне Глинная Ивацевичского района. Во время оккупации он не поддался на уговоры фашистов стать полицаем, а учил детей. В отместку нелюди заставили вырыть самому себе могилу. Деда расстреляли и еще трое суток сторожили яму, чтобы односельчане не могли похоронить деревенского интеллигента. Такой вот урок патриотизма преподал своим ученикам мой дед. Многие из них стали педагогами, их дети — нашими преподавателями, которые научили нас, молодых, оценивать свое Отечество далеко не в 30 сребреников.

Татьяна УСКОВА, «СГ»


uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter