В поисках утраченного. Друя на старинных открытках и фотографиях

В парусах — будущее

Есть поговорка «Близ границы не строй светлицы». А вот Друя такой принцип игнорирует. Хотя по-настоящему приграничной она стала не так уж и давно. А до того была скорее местом, где сходились дороги, а значит, и люди. 

Монастырь (нач. ХХ в.).

Действительно, Друя возникла на левом берегу Западной Двины при впадении в нее реки Друйки на крупном торговом пути. Поначалу, в XIV — XV веках, значилась укрепленным пунктом Полоцкой земли. До начала XVI века принадлежала великокняжеским слугам Полоцкого замка: друйские мещане участвовали в его строительстве. Согласно Полоцкой ревизии 1552 года в Друе насчитывалось 136 домов. После реформы 1565 — 1566 годов поселение вошло в состав Браславского повета ВКЛ. Город всегда числился в частном владении. В конце XV века великий князь литовский Александр Ягеллончик передал имение Друя в собственность князей Мосальских, с 1611 года хозяевами здесь становятся магнаты Сапеги. 

Впервые в письменных источниках Друя упоминается под 1386 годом в «Хронике» М.Стрийковского, хотя специалисты точную дату основания поселения назвать не берутся.

К середине XVII века Друя получила и Магдебургское право, и собственный официальный герб: на нем — ладья с расправленным парусом на волнах как символ торгового развития поселения. Город стал настоящим ремесленным и торговым центром Браславщины, здесь даже действовала таможня. Население занималось рыбной ловлей и земледелием, что тоже приносило неплохой доход. 

Мост через реку Друйка (нач. ХХ в.).

Фактически Друя состояла из нескольких частей, растянувшихся вдоль двух берегов Двины: Старое место, Сапежин (так называемый новый город, основан Сапегами около 1620 года) с предместьем и Придруйск. Главным деловым и культурным анклавом считался Сапежин с его основной улицей Великой. Застройка преобладала деревянная, хотя в XVIII столетии на главной городской площади уже стояло 13 «камениц». Сохранились парк регулярного типа, заложенный в конце XVIII — начале XIX века и принадлежавший бывшему дворцовому комплексу Сапегов, и некоторые усадебные здания XIX века.

На старых картах отмечены планы двух замков — по двум берегам реки. Старый замок упоминается в документах XVI века, на его территории стояла древняя церковь святого Петра. В XVII столетии Сапега построил новый замок с валом и воротами — Рижскими и Полоцкими (сохранились усадебный дом и остатки парка). Еще на схеме значились два рынка — старый и возле ратуши (ратуша была деревянная, однако с часами на башне), общественная баня, тюрьма, кошары. Народ зазывали около сотни (!) корчм. 

С 1793 года Друя полностью вошла в состав Российской империи: сначала в Дисненский повет Минской губернии, потом Виленскую губернию. К 1897 году в городе проживало около пяти тысяч человек — много евреев, белорусы, поляки, русские. В середине XIX века в Друе действовали два кожевенных предприятия; в 1904 году — три небольшие фабрики с парой десятков рабочих; также трудилось примерно триста ремесленников: гончары, маслоделы, сапожники, сбруйщики, кузнецы, кровельщики, плотники, шляпники, ткачи, жестянщики, литейщики... Еще надо добавить культурный цех: музыканты, скоморохи, красильщики, богомазы. На протяжении года проводилось до восьми ярмарок, а в начале января — большая трехдневная ярмарка. На рубеже XVIII — XIX веков через Друю пролегали почтовые тракты Петербург — Вена и Петербург — Гродно.

Лодочная пристань на реке Двине возле Друи (нач. ХХ в.).

Подобно другим белорусским территориям Друя страдала от военных действий. Не обошла ее наполеоновская война, в историю которой записан бой при Друе (на западной окраине поселения, слева от дороги на Браслав) 3 июля 1812 года, когда командир авангарда корпуса Витгенштейна генерал-майор Яков Кульнев уничтожил несколько кавалерийских частей корпуса Удино и захватил в плен французского генерала. Во время Первой мировой войны Друя стала прифронтовым городом. Настоящая трагедия развернулась в городке в период гитлеровской оккупации: нацисты уничтожили значительную часть местного населения — друйских евреев.

В 1633 году подканцлер литовский Казимир Лев Сапега заложил в Друе монастырь бернардинцев, а в 1643 — 1649 годах при обители построил храм Святой Троицы в стиле раннего барокко. Костел перестраивался во второй половине XVIII века, тогда же была сооружена колокольня с колоколами «Зигмунд» и «Казимир», возведена ограда с воротами, реконструировано монастырское двухэтажное здание. В 1852 году власти закрыли бернардинский монастырь, но храм продолжал действовать. Внутри его украшали деревянная резьба — фигурки святых, оригинальная лепнина сводов, орган в стиле рококо, хранились иконы XVII — XVIII столетий…

Троицкий костел (нач. ХХ в.).

В XVI веке было создано уникальное рукописное Друйское евангелие. Во время войны 1654 года его вывезли в Москву.

На представленных сегодня старинных фотографиях хорошо видно, что бернардинский католический храм доминировал над поселением. Эту особенность в 1870-х годах отобразил на своем рисунке Наполеон Орда: река, храм на прибрежной круче, в воде ледниковые валуны. Может быть, один из них тот самый, который мы сегодня называем Борисовым камнем?

Двинские, или Борисовы камни, — огромные валуны с выбитыми на них еще в XII веке крестами и надписями. Камни обнаружены преимущественно в бассейне Западной Двины. Один из них называется Друйским. Его отыскал в конце XIX века историк и краевед Алексей Сапунов. На расколовшейся от времени глыбе высечена просьба к Господу о помощи от «раба его Бориса» — скорее всего, во время сильного голода, наступившего в Полоцком княжестве.

На рисунке Орды видны шпили и купола других христианских храмов: католических, православных, униатских. Местные иудеи посещали синагогу. В целом историческая картина, весьма характерная для территории Беларуси. За всю историю в Друе существовало около двух десятков культовых сооружений. Кроме бернардинского, в конце XVII века здесь появились доминиканский монастырь (с лечебницей при нем) и костел, в Придруйске возвышался фарный Успенский костел. Действовала Благовещенская православная церковь при Благовещенско-Богоявленском мужском монастыре XVII века. Монастырь располагал обширными землями, имел собственный двор с хозяйственными службами. Но в 1797 году в обители проживали всего два монаха, в 1800-м и вовсе один, а в 1811-м к нему присоединились два вдовствующих священника. Неудивительно, что при такой малочисленности насельников в 1824 году монастырь упразднили, а его храмы стали приходскими.

Вид на синагогу, православную церковь и костел (нач. ХХ в.).

***

И в завершение немного интриги. Есть сведения, что друйские монахи совершали путешествия… аж в Китай. Очень интересная история! Но это тема для отдельного рассказа.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Фото из коллекции Владимира Лиходедова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter