Переговоры «нормандской четверки» в Елисейском дворце — продолжение 17-часового переговорного марафона во Дворце Независимости в Минске

В Париж. По делу

Вчера в Париже «нормандская четверка» решала важнейший вопрос европейской безопасности — урегулирование конфликта в Донбассе. А накануне новый верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель изложил задачи европейской дипломатии. Во многом они перекликаются с тем, что было осмыслено и обсуждено на экспертном уровне в Минске. И не только на экспертном.


Многие наши коллеги в эти дни вспоминают февральские события в Минске 2015-го. Уверена, нынешние переговоры в Елисейском дворце — это продолжение той минской ночи, которую лидеры России, Украины, Германии и Франции провели в белорусском Дворце Независимости. Если бы не та ночь и не тот 17-часовой переговорный марафон, была бы нынешняя встреча? Cам факт сегодняшних переговоров подтверждает, что заложенный в Минске процесс движется вперед. 

К итогам «нормандской четверки» мы еще вернемся — пресс-конференция лидеров была запланирована на поздний вечер понедельника, когда номер подписывался в печать... Но уже можно проанализировать тренд, озвученный главой европейской дипломатии. Жозеп Боррель только что вошел в новую команду европейского правительства — Еврокомиссии, и его заявления можно в определенной мере считать манифестом европейской дипломатии на ближайшие пять лет. Первое впечатление — в Брюсселе внимательно слушают тех, кто хочет мира… И у Минска в этом далеко не последняя роль. 

По мнению Борреля, мир в настоящий момент переживает возрождение геостратегического соперничества, выражающегося в противостоянии Китая, России и США. У ЕС есть выбор — быть игроком в этой игре или становиться для нее площадкой.

По сути, Боррель повторил слова своего босса — главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Совсем недавно, говоря о приоритетах, она тоже сказала о роли Европы в качестве «защитницы многостороннего подхода». 

Любопытно, что Урсула в свою очередь почти дословно повторила тезисы недавно прошедшей в Минске международной конференции «Отойти от края пропасти».

«В этом мире много держав говорят на языке конфронтации и односторонних подходов, — сказала она. — Именно поэтому мир требует нашего участия, чтобы Европа, будучи защитником многостороннего подхода, являлась силой для мира. Мир нуждается в нашем лидерстве больше, чем когда-либо прежде».

Самый мощный призыв к Европе о необходимости концепции европейской безопасности, основанной на сотрудничестве, как известно, прозвучал в Минске. Это идея нового Хельсинкского процесса. 

Дух этого призыва витает сегодня и в Париже. Европейские лидеры однозначно хотят изменить ситуацию в Украине. Но одного желания мало — Европа должна побыстрее двигаться в этом направлении. Конечно, наивно было бы думать, что к новой стратегии подталкивает только Минск. Но государства, подобные нашему, сильнее других осознают опасности на линии противостояния. И первыми инициируют разговор. Ведь чем дальше, тем больше геостратегическое соперничество затрагивает всю территорию Европы. 

Слова Борреля о выборе — быть игроком в этой игре или становиться для нее площадкой — подтверждают и позицию европейских стран, находящихся на линии геополитического разлома. По сути, это шекспировское «быть или не быть» европейской дипломатии. Жозеп Боррель сказал, что Европа должна чаще вести диалог с позиции силы. Хочется надеяться, что ключевое слово здесь все же «диалог».

Тем более что своей армии у Евросоюза как не было, так и нет, а на последнем саммите НАТО в Лондоне даже не пришли к соглашению насчет общей угрозы. Да, там фигурировали Россия, Китай и США, но с каждым из этих игроков, конкурирующих между собой, Европе нужно сотрудничество. 

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter