В ожидании Монны

Копировать "Джоконду" бесполезно.
Копировать "Джоконду" бесполезно. Я ни разу не видел двух одинаковых изображений этого лица. Эта женщина всегда разная. И всегда узнаваема. Как бы ее ни утрировали и даже ни уродовали, суть ее облика неизменна - характерная улыбка Джоконды властвует над миром вот уже 500 лет.

Пять столетий назад Леонардо да Винчи написал "Джоконду". Но только теперь искусствоведы решились исправить одну из ошибок, допущенных самим художником, - с 2005 года слово "Монна" в названии картины будет писаться как положено - с двумя буквами "н". Произойдет это тогда, когда для "Джоконды" отреставрируют отдельный зал Лувра, а сама она будет помещена в новый пуленепробиваемый футляр со стеклом толщиной в 2,5 сантиметра. Возможно, тогда откроются взгляду зрителей изображения колонн по бокам от портрета, скрытые теперь рамой. Ожидается сенсация! Как же - уже 500 лет люди смотрят на эту картину, стараются разгадать тайну улыбки Джоконды, а о том, что видят не все живописное полотно, а только часть его, не догадываются.

Впрочем, и других информационных поводов, связанных с "Джокондой", будет предостаточно - в течение полугодия уже были озвучены две "сенсационные" новости. Первая - будто бы повело кленовую доску, служащую основой для картины, что еще чуть-чуть - и "Джоконда" просто развалится на глазах. Вторая - об очередной разгадке таинственной улыбки красавицы: якобы художник, постигнув великие тайны древних друидов, зашифровал в этом маленьком (77х53см) женском портретике некое послание потомкам... Ох уж эта улыбка! Нет нам от нее покоя: как Леонардо смог заставить изображение так таинственно улыбаться, да еще при этом подглядывать за зрителем?

Впрочем, своей "Джокондой" художник действительно загадал превеликое множество загадок. Например, до сих пор достоверно не известно, кто на самом деле изображен на картине - уважаемая жена маркиза, флорентийского купца и банкира Франческо дель Джокондо Лиза Герардини или известная римская куртизанка, любовница Джулиано Медичи Пачифика Брандано, из-за своего игривого нрава прозванная Джокондой (играющей)? Некоторые утверждают, что на портрете Леонардо изобразил свою мать, которую видел лишь один раз в жизни и то издалека (после рождения Леонардо отобрали у матери и запретили встречаться с сыном). Есть и такие, что видят в "Джоконде" даже портрет... самого художника. Действительно, при механическом наложении известного автопортрета художника на изображение Моны Лизы многие черты лица совпадают. Хотя точно так же они совпадают и с другими леонардовскими изображениями - Иоанна Крестителя, некоторых его мадонн и даже Христа с известной всем "Тайной вечери". Схожесть Моны Лизы с изображением Иоанна Крестителя породила и совсем уж дикую версию о том, что под женскими одеждами скрывается... любовник Леонардо Анреа Сален, и неспроста, мол, картина эта досталась именно ему, позировавшему для "Иоанна", в наследство после смерти художника. Что ж, приходилось читать о "Джоконде" и еще большие глупости. Вершина - строки из одного учебника советских времен о том, что "лицо Джоконды искажено мукой, а улыбка передает страдания всего рабочего люда".

Леонардо писал картину долго - более четырех лет (1503 - 1506 гг.) и, видимо, так и не закончил ее. Скорее всего, из-за этого она и осталась у самого мастера, а не была возвращена заказчику. За четыре года и сама Джоконда изменилась внешне, не говоря об одеждах, которые художнику приходилось переписывать по нескольку раз. А это породило еще одну легенду: будто бы в Лувре теперь находится не оригинальная "Джоконда", а ее копия. К тому же еще и не совсем качественная - ученые обнаружили под видимым слоем краски изображение другой женщины и в другом наряде. У той, другой, нет траурной вуали на голове, руки тоньше и изображена она на фоне другого пейзажа. Но Лиза Герардини, кстати (и это достоверный факт), за годы, пока писался портрет, потеряла младшую дочь, родила еще одну и умерла сама, что косвенно подтверждает - на портрете изображена именно она. Так что ничего удивительного в появлении этой вуали нет. И перед нами действительно не просто Мона (единственная), а Монна (сокращенно от Мадонна) Лиза.

Существует еще одна, самая красивая версия о том, чей все-таки портрет Леонардо изобразил на своей картине. По этой версии, художник в одном лице изобразил и свою мать, и распутную Пачифику, и благородную Лизу, и своего помощника Анреа, и даже себя самого. Потому что создавал идеальный портрет своей... музы. А создав, якобы поставил точку на своей карьере живописца и до конца дней занимался уже лишь наукой.

Когда-то король Франции предлагал да Винчи целое состояние за его "Мону Лизу". Тот не продал. До последних дней муза Леонардо была рядом с ним....

* * *

Я позвонил директору Национального художественного музея Владимиру Прокопцову. Спросил, есть ли в наших собраниях картины, на которых художники изобразили своих муз. Владимир Иванович с ходу назвал лишь две: "Над Витебском" Марка Шагала и Леонида Щемелева "Будто во сне". Все. Нет больше. А почему?

При встрече Владимир Прокопцов сказал, что вопрос о музах ему показался интересным и, возможно, в ближайшее время надо организовывать выставку портретов белорусских муз - должен получиться очень красивый и интересный проект, а пока: "Заходите ко мне в мастерскую. Я начал портрет своей музы".

Р.S. Разгадывал тайну "Джоконды" Олег КАРПОВИЧ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter