В ожидании броска на юг

Правительство Турции разработало проект закона, который разрешает военное вторжение турецкой армии в северный Ирак. Главная цель — нейтрализация находящихся там боевиков Курдской рабочей партии. Документ в ближайшее время будет представлен депутатам парламента. По мнению аналитиков, парламентарии, скорее всего, одобрят инициативу кабинета министров, невзирая на то, что эти планы идут вразрез с интересами Вашингтона и Багдада.

По некоторым оценкам, в приграничных с Турцией районах Ирака находится около четырех тысяч боевиков Курдской рабочей Партии. Они ведут вооруженную борьбу с турецкой армией и силами правопорядка, требуя предоставления государственной независимости курдскому меньшинству Турции. Только за последний месяц курдские сепаратисты устроили несколько крупных терактов на турецкой территории, в результате чего были убиты 27 военнослужащих и мирных жителей. Всего же за минувшее лето от рук боевиков погибло около ста человек. Все это вызвало волну возмущения в турецком обществе. Премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турцию не остановят никакие возможные последствия вторжения в Ирак.
Вашингтон осудил действия террористов, но вместе с тем предупредил Анкару, чтобы та не посылала солдат через границу, поскольку это может дестабилизировать ситуацию в Ираке. Судя по всему, Белый дом не хочет ссориться с Турцией — своим ключевым союзником в регионе, через территорию которого, кстати говоря, в Ирак поставляются все основные грузы. С другой стороны, США невыгодно портить отношения и с курдами, договоренность с которыми позволила американцам не распылять свои войска по всей иракской территории, сосредоточившись на операциях против шиитских и суннитских боевиков.
То обстоятельство, что иракские курды могут окончательно отделиться от Багдада, заставляет Анкару торопиться с военной операцией и окончательным решением вопроса о дальнейшем существовании Курдской рабочей партии. Кроме того, победоносная кампания против курдских боевиков положительно отразится на имидже президента Абдуллы Гюля, который занял свой пост в конце августа после почти трехмесячного противостояния с парламентом.
Не исключено, что на решение турецких властей начать военное вторжение повлияла принятая недавно американским Конгрессом резолюция, признающая факт геноцида армян в 1915 году во времена Османской империи. Турки очень болезненно относятся к этой теме и предупреждали американцев, что принятие данной резолюции осложнит отношения между двумя странами.
На иракской границе уже сосредоточены крупные танковые соединения. Однако конкретные сроки начала военных действий пока под вопросом. “Это будет зависеть от времени года, конкретных целей операции и множества других факторов”, — заявил представитель турецкого генштаба генерал Эргин Сэйгун. В свою очередь глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что принятие парламентом решения на проведение военной операции в Северном Ираке не означает, что она сразу же будет начата. “Операция будет проведена в нужное время и тогда, когда в ней возникнет необходимость,” — подчеркнул он.
Эксперты отмечают, что, несмотря на свою немногочисленность, курдские боевики имеют большой опыт ведения боевых действий в горах. Кроме того, на их стороне могут выступить бойцы двух влиятельных группировок иракского Курдистана — Демократической партии Масуда Барзани и Патриотического союза Джаляля Талабани. Их представители формируют региональное правительство Северного Ирака и пообещали Турции в случае нападения “позорный разгром”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter