В ответе за… пиар

В РАЗГАР зимы, когда в отечественном агроэкотуризме затишье, довелось пообщаться через модные нынче интернет-«каналы» с хозяином одной из усадеб под Минском. Мой собеседник Алексей задал любопытное направление разговору, подбросив такой вопрос: «А как, вообще, пиарятся сельские турусадьбы в Беларуси? И есть какой-либо центр, управляющий этим процессом?»

Накануне старта очередного сезона отдыха в агротуристическом сообществе устроили «мозговой штурм».

В РАЗГАР зимы, когда в отечественном агроэкотуризме затишье, довелось пообщаться через модные нынче интернет-«каналы» с хозяином одной из усадеб под Минском. Мой собеседник Алексей задал любопытное направление разговору, подбросив такой вопрос: «А как, вообще, пиарятся сельские турусадьбы в Беларуси? И есть какой-либо центр, управляющий этим процессом?»

Помню, тогда ответила Алексею примерно в таком духе: «Пиар, использование необъятных резервов Интернета, вообще, каких-то нестандартных маркетинговых ходов — территория пока еще не сильно освоенная нашими отечественными хозяевами усадеб. Пиарят, по большому счету, наш белорусский агроэкотуризм в основном структуры, которые как бы «смежные» — ОАО «Белагропромбанк», например. Через издание каталога усадеб, кредитуемых опять же этим финансовым учреждением. Общественные объединения типа БОО «Отдых в деревне»? Не знаю, тут как раз вам лучше судить…»

Такой вот вышел разговор — Алексей согласился с мнением насчет пиара в исполнении «смежников». А вот само БОО «Отдых в деревне», хотя и не участвовало напрямую в нашем обмене мнениями, тем не менее очень скоро заочно внесло свою лепту. Причем, судя по высказываниям председателя этого общественного объединения Валерии Клицуновой, турсезон-2012 агроусадьбы начнут с… небольшой «революции». В плане как раз пиара, маркетинга.

Дело в том, что 20 мая на белорусских усадьбах запланировано провести День открытых дверей. Решение принято на первом заседании Республиканского общественно-консультативного совета по развитию агроэкотуризма при Департаменте туризма Минспорта и туризма Республики Беларусь. Конечно, время покажет, но этот орган, надо полагать, по своей задумке претендует на «звание» того самого центра, управляющего процессом, которым интересовался мой собеседник Алексей. Во всяком случае, первая инициатива — о Дне открытых дверей — вполне в русле современных пиар-технологий.

Валерия Клицунова рассказала, что подобный «День...» станет доброй традицией — под него даже «отведут» третье воскресенье мая каждого года. Что сулит путнику, забредшему на какую-либо усадьбу, этот день? Можно бесплатно или за символическую плату побывать на объекте, ознакомиться с перечнем услуг, условиями для проживания, «раскусить» кухню, обзавестись сувенирами.

По мнению экспертов, в преддверии нового сезона отдыха такая форма привлечения туристов должна помочь усадьбам, но, думается, надеяться лишь на «распахнутые двери» вряд ли приходится. Нужно, чтобы визит на объект совпадал с так называемым инфраструктурно-территориальным пиаром. Что имеется в виду? День открытых дверей в той или иной деревне, на усадьбе, эффективнее будет дополнить сельским праздником, презентацией какого-нибудь местного оригинального обряда…

К слову, перспективные идеи на этот счет имеются на Полотчине. Здесь еще зимой объявили, что собираются в течение 2012-го возродить сразу несколько самобытных обрядов — дело это взяли на себя местные клубы, при поддержке райисполкома. Задумано провести в тамошних селах 10 мастер-классов, которые, уверены местные власти, «найдут отклик у туристов и современных деревенских жителей». Например, по старинке сыграют «Вяселле», «Хрэсьбіны», а на скорого уже «Юр’я» в одном из местных хозяйств по-стародавнему выгонят скот в поле…

Все хорошо, но будут ли увязаны при этом в общий пиар-процесс интересы, маркетинговые ходы со стороны тех же агроусадеб? Не получится ли так, что 20 мая 2012-го ни в одной деревне не будет ни одного мастер-класса, а усадьбы станут привечать потенциальных туристов лишь словесными заверениями? Но в наше время «живой видеоряд» куда эффективнее — это вам любой пиарщик скажет! Вопрос в данном контексте может возникнуть не с выдвижением идей, а как раз с координацией усилий, сведением в единую пиар-концепцию интересов разных сторон — участниц бизнеса по-деревенски.

Валерия Клицунова считает: День открытых дверей на усадьбах поможет продвинуть национальный турпродукт на внешние рынки, поднимет престиж сельской разновидности бизнеса на отдыхе, подтолкнет хозяев усадеб к расширению количества предоставляемых услуг и повышению их качества. Весь май 2012-го белорусский агроэкотуризм станет заниматься активным самопродвижением — пройдет немало мероприятий по всей республике. Будут налажены связи, сотрудничество со «смежниками» — работниками сферы культуры, народными мастерами, художниками. Цель коллективного «мозгового штурма» — выработать как можно больше креативных идей!  Координирующая функция по организации и проведению Дня открытых дверей возложена на БОО «Отдых в деревне», а также на региональные общественные советы по развитию агроэкотуризма.

И, наконец, еще одна новость из области маркетинговой стратегии — к началу турсезона-2012 издана первая карта белорусских агроусадеб Belorussian Farmsteads: A better way to stay («Белорусские усадьбы: лучший способ остановиться»). Любопытно, что все объекты на ней, в том числе более 500 мест, где можно переночевать, — на латинице. Карта издана тиражом в три тысячи экземпляров и сделана в русле набирающего сейчас силу тренда, который называют геотуризмом. Суть его в том, что предложенный операторами рынка продукт должен «потребляться» в комплексе, совокупности исторических, природных достопримечательностей, помноженных на развитую инфраструктуру…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter