В особом ранге

Тридцать лет назад Березинскому заповеднику в числе первых был присвоен статус биосферногоПорой мы так привыкаем к каким-то определениям, что мало кто задумывается над их сутью. Вот и в словосочетании «Березинский биосферный заповедник» все слова, казалось бы, тесно слились в единое понятие и неразрывно ассоциируются с этой уникальной особо охраняемой природной территорией. Однако статус биосферного был присвоен нашему единственному заповеднику, как и ряду других, только три десятилетия назад. К чему обязывает этот статус и что он подразумевает? За ответами мы обратились к заместителю директора по идеологической работе Березинского биосферного заповедника, кандидату сельскохозяйственных наук Михаилу КУДИНУ.

-- Три десятилетия назад даже среди ученых не было полного понимания задач и перспектив развития биосферных заповедников, -- отметил Михаил Васильевич. -- Точного времени, когда появился сам термин «биосферный заповедник» не установлено. В ноябре 1971 года в Париже проходила первая сессия Международного координационного совета по программе «Человек и биосфера» (МАБ), где этот термин еще не применяли. А уже в 1974-м он сплошь и рядом фигурировал на рабочем совещании, посвященном проекту № 8 МАБ «Биосферные заповедники (резерваты)». На этом совещании было констатировано, что «концепцию биосферных заповедников можно рассматривать как главный подход к обеспечению неприкосновенности жизненно важных систем для человека и природы во всех частях биосферы». В результате было рекомендовано стимулировать создание сети биосферных заповедников в различных странах.
В 1977 году сотрудники ЮНЕСКО Ф.де Кастри и Л.Лупа опубликовали обзорную научную статью, в которой впервые дали детальную концептуальную основу «биосферных заповедников». В статье усилен акцент на необходимость проведения комплексных научных исследований на территориях биосферных заповедников. Здесь же впервые было введено понятие «мониторинг» -- планомерные, постоянные и долгосрочные наблюдения за природой и ее компонентами с целью анализа и прогноза развития природных комплексов в условиях активизации антропогенных процессов. Простыми словами, задача мониторинговых наблюдений -- подсмотреть у природы нечто особенное, доселе неизвестное человеку. Например, почему, некоторые виды растений и животных легко приспосабливаются к нарушенным человеком экосистемам, а другие, наоборот, исчезают из природы?
В 1974 году академик-секретарь Секции наук о Земле Академии наук СССР Б.Виноградов предложил организовать биосферные заповедники на территории Советского Союза. Предложение было принято. Из более чем 150 заповедников, расположенных на территории СССР, группа отвечавших за это дело ученых предложила рекомендовать ЮНЕСКО всего семь заповедников, которые после определенной реорганизации могли быть включены в ранг биосферных.
Среди основных критериев подбора биосферных заповедников -- их расположение, характеризующее конкретный природный регион, организация научно-исследовательской работы в самом заповеднике или наличие в регионе крупных научных центров. Первыми в качестве биосферных в Советском Союзе были предложены Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихотэ-Алинский, Репетекский, Сары-Челенский, Кавказский и Березинский.
-- Михаил Васильевич, почему в этот небольшой список включили и Березинский заповедник?
-- Во-первых, наш заповедник расположен в зоне интенсивной хозяйственной деятельности. Но несмотря на это, в центре Европы сохранились обширные девственные болотные комплексы, вековые леса. На территории заповедника площадью около 100 тысяч гектаров проживало чуть больше тысячи человек. Местно население вело традиционное сельское хозяйство, воздействие человека на природу было минимальным.
Во-вторых, заповедник расположен в 120 километрах от столичного города, где находятся крупнейшие научно-исследовательские и учебные заведения.
В-третьих, Березинский заповедник на тот период имел один из крупнейших научных отделов среди заповедников Советского Союза, а его территория являлась научным полигоном для Институтов ботаники и зоологии, Центрального ботанического сада, Института почвоведения и агрохимии, Института леса и так далее. Пользуясь случаем, хотелось бы отметить постоянную работу и тесный контакт с заповедником белорусских ученых: академиков Л.М.Сущени, В.И.Парфенова, Т.Н.Кулаковской, В.Н.Решетникова, члена-корреспондента Е.А.Сидоровича, доктора наук В.С.Гельтмана, М.С.Долбика, Л.П.Смоляка, В.С.Романова и многих других, которые не только стояли у истоков организации Березинского заповедника как биосферного, но и приложили немало усилий для развития заповедной науки в целом.
-- Как в ЮНЕСКО восприняли предложенный список заповедников-претендентов?
-- Начиная с 1978 года заповедники, претендовавшие на звание биосферных, начали постоянно посещать международные эксперты. Их интересовало буквально все -- начиная от финансирования и заканчивая организацией ведения книги «Летопись природы». Большой интерес для экспертов представляли быт местных жителей и ведение ими подсобного хозяйства. Непременным условием для биосферных заповедников являлась организация Станций комплексного фонового мониторинга, которые должны вести наблюдения как метеостанции и в то же время собирать информацию по загрязнению природных комплексов. Осенью 1978 года усилиями Госкомгидромета СССР и Березинского заповедника Станция комплексного фонового мониторинга была организована, она работает по сей день.
-- И когда же наступил знаменательный день?
-- 19 февраля 1979 года Генеральный директор ЮНЕСКО господин М.Боу подписал сертификат о признании первых семи заповедников Советского Союза биосферными, в том числе Березинского. Кстати, вручение сертификатов состоялось в мае того же года на базе именно нашего заповедника. Более того, было принято единогласное решение организовать здесь и I Международный конгресс по биосферным заповедникам. Он прошел в августе 1983 года и собрал свыше 1200 участников из более 60 стран мира.
Вспоминая те годы, можно сказать, что научным сотрудникам и всему коллективу заповедника для поднятия престижа страны приходилось трудиться и днем, и ночью. За короткий период был построен Дом экологического просвещения, реконструирован музей природы, возведено жилье для молодых специалистов, благоустроена наша центральная усадьба. Все это позволило Березинскому биосферному заповеднику стать в ряды лучших заповедников мира. И тридцать лет спустя мы стремимся не сдавать эту позицию.

                               

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter