Сегодня страна празднует День Конституции Республики Беларусь

В основе – Закон

В природе есть явления, к которым мы как бы уже привыкли и не особо задумываемся об их причинах. Хотя они оказывают постоянное влияние на само наше существование: восходы и заходы солнца, сменяемость пор года. В общественной жизни таким явлением стала Конституция — основа основ любого государственного устройства.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь принималась в сложных условиях, отражающих весь ход становления независимого и суверенного государства. В принципе, это уже пятый по счету Основной Закон. Предыдущие (1919, 1927, 1937 и 1978) принимались в эпоху БССР, в полной мере вобрав в себя все характерные черты однопартийной советской системы. Несмотря на очевидные перекосы, были в этих документах и серьезные достоинства. Так, Конституция 1938 года стала одной из самых демократических в мире. Правда, скорее декларативно. Жизнь, как известно, была куда как сложнее и противоречивее.

На исходе перестройки стало ясно, что редакция Основного Закона 1978 года не отвечает современным реалиям. И 27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете БССР. Вопреки распространенному мнению, она вовсе не провозглашала независимость республики, а лишь расширяла ее полномочия в рамках единого СССР. Распад Союза активизировал работу по принятию новой Конституции. Процесс затянулся почти на три года. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике, президентской или парламентской? Баталии проходили нешуточные. Националистическая оппозиция БНФ выступала за парламентское правление. Оно и понятно: по всем опросам ее лидер Зенон Позняк никак не мог рассчитывать на поддержку большинства населения в случае проведения президентских выборов. Представители номенклатурно-бюрократического большинства Верховного Совета постепенно склонялись к большей роли Президента, видя на этом посту премьер-министра Вячеслава Кебича. В итоге был выработан компромисс — республика смешанного типа с равными полномочиями как Главы государства, так и Парламента. Именно такой вариант и лег в основу редакции 15 марта 1994 года. 

Однако, как говорится, гладко только на бумаге, да забыли про овраги. Компромисс 1994 года через два года вылился в острый конституционный кризис. Оказалось, что в целом ряде ситуаций не были четко прописаны прерогативы исполнительной и законодательной власти. Подобная «болезнь роста» была характерна для многих постсоветских государств. В некоторых из них (России, Азербайджане) она привела к вооруженным столкновениям. В Украине процессы конституционного переустройства до сих пор не завершены, что стало одной из причин перманентного политического кризиса. Беларуси удалось избежать такого сценария и разрешить возникший конфликт путем референдума. 24 ноября 1996 года граждане Беларуси поддержали редакцию Конституции, предложенную Президентом страны. С тех пор конституционный процесс в нашей стране протекает эволюционным путем.

Означает ли это, что наш Основной Закон безупречен? Конечно же, нет. Время от времени участники политического процесса высказывают свои претензии по поводу тех или иных норм. Кому-то не нравятся слишком большие, на их взгляд, полномочия одной из ветвей власти. Представители политических партий считают, что роль их объединений должна быть прописана более четко и объемно. Но сейчас, пожалуй, никто не ставит под сомнение большинство базисных положений Конституции. В этом отношении в Беларуси достигнут гражданский консенсус, который является основой мира и стабильности в нашей стране.

Но мы не должны самоуспокаиваться, а объективно видеть возможные вызовы, которые будут возникать для нашего конституционного строя, и готовиться к ним. Для менталитета белорусов как политической нации подходит, скорее, вариант одного базисного текста Конституции, в который время от времени вносятся определенные изменения, чем постоянные смены Основного Закона.

Сегодня, в День Конституции, государственный праздник, можно с уверенностью сказать, что Основной Закон стал органичной частью белорусского общественного устройства. И даже более того — его фундаментом. Ведь, как бы парадоксально это ни звучало, но хорошая Конституция в чем-то схожа с хорошим судьей на футбольном поле. Чем меньше его заметно, тем лучше он работает.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter